Законопроект об импичменте: что предлагает Зеленский

Комментарии:

Документ может быть рассмотрен в парламенте в течение ближайших двух недель

“Уволить” президента сейчас в Украине невозможно. И не потому, что не прописана процедура. В Конституции есть статьи об импичменте, а в Регламенте ВРУ - целый раздел, который в том числе описывает порядок устранения президента с поста в порядке импичмента.

Проблема - в урегулировании деятельности специальной следственной комиссии, которая должна расследовать предполагаемые преступления главы государства, потому что ссылка на закон о ВСК есть, а закона - нет (КСУ признал его неконституционным в 2009 году, в частности, из-за нарушения процедуры вступления в силу), пишет 112 канал.

Чтобы процедура импичмента была работоспособной, нужен именно этот кирпичик - нормы о временной специальной комиссии (что это такое? как ее создать? кто входит в ее состав? какие у нее полномочия и обязанности?).

Этим (правда, слишком поздно) занялась Верховная Рада VIII созыва. Она приняла закон “О временных следственных комиссиях и временных специальных комиссиях”. Документ лежит на подписи у президента Владимира Зеленского с 12 июня 2019 года.

Сам глава государства пообещал, что подпишет закон, но закон об импичменте.

“В повестке дня новой Верховной Рады вы обязательно увидите этот закон, закон об импичменте президента, не приложение, а закон об импичменте президента”, - сказал Владимир Зеленский во время брифинга 21 июля.

И действительно, в первый день работы новоизбранной Верховной Рады VIII созыва президент в числе других законопроектов подал в парламент проект № 1012 об особой процедуре устранения президента Украины с поста (импичменте).

Что предлагает президент в законопроекте об импичменте?

  • Перенести из Регламента ВРУ нормы об импичменте (с некоторыми изменениями),
  • убрать ссылку на закон о временных следственных и специальных комиссиях ВРУ.

Что нового предусмотрели в президентском законопроекте об импичменте?

Специальная временная следственная комиссия ВРУ образуется в течение 30 дней со дня инициирования импичмента. Она должна за шесть месяцев подготовить по результатам расследования выводы о признаках госизмены или других нарушений президента и подать их в парламент.

Кандидатуру спецпрокурора в состав спецкомиссии вносят инициаторы импичмента; кандидатуры спецследователей - депутатские фракции и группы. Отсутствие е-декларации за прошлый год - помеха на пути назначения спецпрокурором или спецследователем. Если спецпрокурор снимет свою кандидатуру, новые вносятся в течение трех дней.

Если нардепы усомнятся в отношении реального или потенциального конфликта интересов, они могут заявить об отводе кандидатов в состав спецкомиссии, но только до рассмотрения Радой вопроса о формировании спецкомиссии.

Спецкомиссия на своем заседании избирает председателя, заместителя и секретаря (все не могут быть из одной фракции или группы). Кворум спецкомиссии - более половины состава, утвержденного Радой. Решение спецкомиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины ее состава.

Обязанности специальной временной следственной комиссии - по результатам расследования подготовить выводы о вероятных нарушениях президента; собирать информацию, показания, объяснения, документы и материалы, исследовать их; вести протоколы и стенограммы заседаний; вести учет входящих и исходящих документов.

Госорганы, органы местного самоуправления, предприятия и учреждения, чиновники и служащие должны выполнять законные требования спецкомиссии. Нарушение влечет уголовную ответственность: обновленная ст. 351 УК будет предусматривать штрафы в размере 8,5-34 тыс. грн или ограничение свободы до 5 лет, или лишение права заниматься определенной деятельностью до 3 лет.

Полностью изымается норма о возможности представителей Конституционного суда в качестве наблюдателей отслеживать работу Специальной следственной комиссии, чтобы КСУ затем мог принять решение о конституционности процедур.

Парламенту хотят дать право принять решение о продлении расследования. В таком случае Рада сама определит новый срок.

Из регламентных норм полностью изымается положение о дополнительном расследовании, если выяснилось, что президент препятствовал работе спецкомиссии.

Если Рада не примет решение об импичменте, председательствующий на пленарном заседании должен извиниться перед президентом от имени парламента, но теперь в письменном виде.

Особенность: из регламентных норм при переносе в президентский законопроект изымаются ссылки на конкретные статьи Конституции и Регламента ВРУ.

Напомним, Конституция и Регламент уже урегулировали такие этапы процедуры импичмента:

  • 226 нардепов подписываются под представлением о смещении президента с его поста,
  • Рада 226 голосами инициирует начало процедуры импичмента,
  • ВРУ образует комиссию для расследования обвинений (для принятия постановления требуется 226 голосов),
  • выводы и предложения передают председателю ВРУ для принятия решения об открытом или закрытом заседании,
  • во время тайного голосования требуется не менее 300 голосов нардепов для обвинения президента,
  • 226 голосов необходимо для обращения Верховной Рады в Конституционный и Верховный суд по этому поводу;
  • в случае положительных выводов КСУ и ВСУ в течение двух дней в Верховной Раде проводится тайное голосование о смещении президента с поста; для этого необходима поддержка ¾ конституционного состава ВРУ, то есть 338 голосов;
  • Счетная комиссия докладывает о результатах тайного голосования на открытом заседании ВРУ;
  • постановление ВРУ об отстранении президента с поста в порядке импичмента вступает в силу с момента объявления председательствующим на пленарном заседании о ее принятии;
  • согласно Конституции, с этого момента полномочия главы государства исполняет спикер ВРУ (там есть ограничения).