Анализ хозяйственной деятельности на предмет наличия монопольного положения на рынке

Хозяйственная деятельность - деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, которая направлена на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или оказание услуг стоимостного характера, которые имеют ценовую определенность (статья 3 Хозяйственного кодекса Украины).

Соответственно, каждый субъект хозяйствования, который успешно занимается своей хозяйственной деятельностью, со временем начинает занимать определенную долю на том или ином рынке.

Однако, если доля субъекта хозяйствования на рынке товаров, работ или услуг достигла определенного процента или же это предприятие не испытывает значительной конкуренции на рынке, то тогда такое положение субъекта хозяйствования может быть признано монопольным или доминирующим.

Проще говоря, таким субъектом хозяйствования может заинтересоваться Антимонопольный комитет Украины (АМКУ), который на сегодня является единственным государственным органом, осуществляющим контроль за хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования на предмет соблюдения ими требований законодательства о защите экономической конкуренции.

В частности, действующим законодательством четко определены критерии монопольного положения определенных участников через показатели объемов реализации товаров, работ и услуг на определенном рынке – пункт 2 и пункт 3 статьи 12 Закона Украины «О защите экономической конкуренции».

Монопольным (доминирующим) считается также положение каждого из нескольких субъектов хозяйствования, если в отношении их выполняются условия, определенные в пункте 5 статьи 12 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», а именно если:

  • - совокупная доля трех субъектов хозяйствования превышает 50%;
  • - совокупная доля не более чем пяти субъектов хозяйствования превышает 70%.

В свою очередь АМКУ определяет является ли субъект хозяйственной деятельности монополистом на определенном рынке с помощью разработанной и утвержденной ведомством Методики определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке, поскольку определения монопольного положения базируется исключительно на комплексном анализе и сбалансированной оценке фактического состояния конкуренции с учетом потенциальной конкуренции.

В соответствии с нормами указанной методики, в перечень критериев по которым анализируется монопольное положение могут входить: четкое определение границ рынка; составление перечня основных покупателей и продавцов, осуществляющих деятельность на рынке; определение объема рынка и долей основных продавцов и (при необходимости и возможности) покупателей; анализ частиц продавцов (покупателей) рынка и определение основных конкурентов предприятия, и другие подобные критерии.

Однако, следует отметить, что наличие монопольной власти не означает, что субъект хозяйствования нарушает действующее законодательство. Нарушением является только злоупотребления на рынке таким монопольным (доминирующим) положением.

В свою очередь, в Законе Украины «О защите экономической конкуренции», а именно в пункте 2 статье 13 прописано, что же именно признается злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке.

Также, не следует забывать, что за подобные нарушения, согласно нормам законодательства, предусмотрены и определенные санкции, в частности:

  • - принудительное разделении субъекта хозяйствования,
  • - обязательства о прекращении противоправных действий и недопущения их в будущем;
  • - наложение штрафа в размере до 10% дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции за последний отчетный год.

Соответственно, для того, чтобы избежать подозрений Антимонопольного комитета Украины в злоупотреблении монопольным положением на рынке необходимо проанализировать хозяйственную деятельность на предмет наличия такого монопольного положения правильно применив ту же методику, которой и руководствуется ведомство, и другие действующие подзаконные нормативно-правовые акты.

Однако применение указанной Методики требует определенных знаний и понимания принципов регулирования законодательства о защите экономической конкуренции в целом, а потому лучше для осуществления такого анализа хозяйственной деятельности обратиться к профессионалам, которые проведут такой анализ, предоставят Вам содержательные консультации и проверят Вашу документацию на предмет наличия признаков злоупотребления монопольным (доминирующим) положением.