В НАТО нас не ждут, Украине нужен внеблоковый статус, - Артем Ващиленко

Комментарии:

Интервью с председателем Николаевской областной организации
партии «Основа» Артемом Ващиленко

Надежды на то, что Украину ждут в НАТО и что Североатлантический альянс поможет в борьбе с российской агрессией, были окончательно развеяны в начале 2015 года во время сражения за Дебальцево, когда ВСУ столкнулись на поле боя непосредственно с подразделениями армии РФ. Поэтому, уверен глава Николаевской областной организации партии «Основа» Артем Ващиленко, разговоры о скором вступлении Украины в НАТО и ЕС - популизм. Прежде чем так ставить вопрос, нужно получить прямое приглашение от Евросоюза и НАТО.  Об этом  интервью с корреспондентом «Николаевских новостей».
- Я согласен с мнением председателя партии «Основа» Андрея Николаенко, который заявил, что далеко не все наши соотечественники являются приверженцами курса страны в НАТО. Это подтверждает и социология, как украинская, так и международная. И даже приверженцы такого вектора Украины сознаются в бесперспективности членства Украины в
НАТО в обозримом будущем. Тот же Джон Хербст (бывший посол США в Украине - ред.), побывавший недавно в Украине, признается, что скептически оценивает возможность вступления Украины в Альянс в ближайшее время, - говорит Артем Ващиленко.
- Но какой же курс во внешней политике должна избрать Украина?
- Шарахание из стороны в сторону привело к тому, что Украина дезориентирована, и части народа разъединены по вопросам не только Североатлантического альянса, но и языка, истории, религии. Это точно не добавляет единства. А то, чего хотят все украинцы - так это прекращения войны. И высказывания о вступлении в НАТО - попытка более радикально настроенной части общества пообещать, что Альянс нас будет защищать. Но нужно понять, что не будет НАТО защищать Украину. А для того, чтобы Украина была сильным государством, мы должны обрести экономическую стабильность, иметь собственную сильную армию, и, в случае необходимости, подписать двусторонние договоры о безопасности с рядом стран.
- Какие, по вашему мнению, есть риски для Украины, если она таки вступит в НАТО?
- В НАТО вступают в основном страны, не имеющие своего военно-промышленного комплекса, с малочисленными, слабыми армиями. И такие страны, как правило, привязываются к американскому военно-промыщленному комплексу. Украина же, имея свой ВПК, при вступлении в НАТО обязана будет перейти на его стандарты. Соответственно, военно-промышленный комплекс Украины, который сегодня обеспечивает нашу обороноспособность и даже работает на экспорт, нужно будет закрыть, чтобы перейти на стандарты вооружения НАТО.
- И все же, если не НАТО нам пока не надо, то куда же двигаться Украине?
- Полагаю, что Украина может взять в качестве примера опыт нейтральных стран. Так, в октябре 1955 года австрийский парламент принял конституционный закон, провозглашающий вечный нейтралитет и отказ в будущем от участия в каких-либо альянсах и запрет на размещение любых военных баз на своей территории. С этого момента Австрия строила свою внешнюю политику, отталкиваясь от принципа постоянного нейтралитета.
Еще одной внеблоковой страной является Швеция. Она официально придерживается принципа нейтралитета в военное время и неприсоединения к военным блокам - в мирное. После короткой войны с Норвегией в 1814 году Швеция больше не участвовала непосредственно ни в одном военном конфликте. С начала XX века принцип нейтралитета вместе с обеспечением собственной безопасности за счет мощной системы национальной обороны стал базовым принципом внешней политики Швеции. На севере Европы нейтральной страной является также Финляндия.
Кстати, Украина сейчас апеллирует к Будапештскому меморандуму, который предусматривает не только гарантии безопасности Украины, но и ее внеблоковый статус.
Я разделяю мнение лидера партии «Основа» Сергея Таруты, который утверждает, что сейчас есть шанс вернуться к Будапештскому меморандуму. Прежде всего, это связано с победой Дональда Трампа на президентских выборах в США. Он человек конкретный, а конкретика заключается в том, чтобы получать результат не в долговременной, а в краткосрочной перспективе. Поэтому, если мы возвращаемся к «будапештскому формату», то Украина должна будет вернуться к нейтральному статусу. Это тот вариант, который может сделать прогресс.
- Тем не менее, появилась информация о том, что Украина получила статус «аспиранта» НАТО...
- Это является попыткой манипуляции общественным мнением со стороны власти, поскольку по сути в отношениях Киева и Альянса ничего не изменилось. Сама новость об «аспирации» Украины - это продажа иллюзий. Нас никто не зовет в Альянс.
Хотя в Законе «О национальной безопасности Украины», принятом в июне 2018 года, был закреплен курс на вступление в НАТО и ЕС, эти структуры не давали подтверждения готовности принять Украину в свои ряды. Замечу, что Сергей Тарута не поддержал этот законопроект во время голосования. Такие вопросы, как вступление в НАТО, должны решаться не депутатами через законы, а всенародным референдумом.
Важно понимать: чтобы стать интересными для НАТО, надо пройти огромный путь. И пройти его быстро. Потому что этот блок  тоже не стоит на месте. О реальном движении в НАТО можно будет говорить лишь тогда, когда на части территории восстановится мир и наша армия войдет в число лучших в мире.
- Сколько украинцев на самом деле поддерживают курс страны в Североатлантический альянс?
- Социология показывает, что только 43 процента украинцев выступают за вступление в НАТО и 52 процента, то есть, около половины, за вступление в Евросоюз. Поэтому, прежде чем выносить этот вопрос в политический контекст, нужно все-таки понимать настроение общества.
Тем не менее, НАТО является неплохим ориентиром для украинской армии. Мы за сильную армию, она должна входить в топ-10 по боевому потенциалу, соответствовать лучшим мировым стандартам в сфере обороны. Такими стандартами являются стандарты НАТО.