«НИБУЛОН» разрабатывает днепровские подводные скалы

Комментарии:

Николаевскому предприятию Героя Украины Алексея Вадатурского удался дерзкий эксперимент, который еще больше приблизит Украину к Евросоюзу

На минувшей неделе на Днепровском водохранилище возле Каменского успешно проведены демонстрационные испытательные дноуглубительные работы в реальных условиях. Уникальный эксперимент по разработке скальных грунтов по прогрессивной технологии с применением современных механизмов осуществило николаевское предприятие Героя Украины Алексея Вадатурского ООО СП «НИБУЛОН». В истории покорения Днепра и возвращения великой реке статуса важнейшей речной транспортной артерии Европы сделан конкретный шаг. Причем, сделан он в те дни, когда в Брюсселе на саммите Восточного партнерства лишь обсуждали перспективы продвижения нашей страны к ЕС. Но не так-то просто дались эти первые испытания на Днепре…

Легенды и рифы Днепра
В 2007-м круизный лайнер «Принцесса Днепра» сел на мель. Скальный риф вонзился в обшивку корпуса, словно нож в масло. Пробоина в трюме теплохода была в полтора квадратных метра.
Пришлось экстренно эвакуировать с теплохода
250 немецких туристов. А на гидроэлектростанции начали тотчас поднимать уровень воды Днепровского водохранилища, чтобы высвободить теплоход, наколотый на риф…
Об истории кораблекрушения десятилетней давности, уже ставшей легендой, напоминает белый треугольный буй с черной крестообразной полосой - знак опасности. Он ограждает это гиблое место и предупреждает о навигационном препятствии в акватории переката «Днепродзержинские ворота».
Нет сейчас на Днепре более сложных участков для прохождения судов, чем те, которые образовались на четырех лимитирующих перекатах возле Каменского. Дно там каменистое и усыпано рифами. Эти скальные выступы в мелеющем Днепре, а еще подводные течения со скоростью пять километров в секунду создали непреодолимую преграду для развития судоходства.
Против течения
Алексей Вадатурский буквально по полочкам разложил, почему «НИБУЛОН» отважился на эксперимент по дноуглублению, под эгидой ГП «Укрводпуть», именно на этом сложнейшем участке водной артерии Днепра. Готовились на предприятии к этому основательно, зная о речных барьерах, но и о той бумажной волоките, в которой способны утопить любое разумное начинание крючкотворы, засевшие в министерских кабинетах и ведомствах. Среди тех, кто поддержал николаевцев, был Премьер-министр Владимир Гройсман.
«Развивая отечественный флот, «НИБУЛОН» столкнулся с тем, что на отдельных участках в Днепровском и Каменском водохранилищах не обеспечена гарантированная глубина 3,65 метра. Это не только создает аварийную опасность, но и ограничивает массовые грузовые перевозки. Судоходные пути в Украине, к сожалению, сокращаются. Поэтому наше предприятие фактически взяло на себя обязанности государства по решению этой проблемы. В 2016 году мы за собственные средства восстановили судоходство на 134-километровом участке Южного Буга», - говорит Алексей Вадатурский.
Согласно международным соглашениям, Украина взяла на себя обязательства поддерживать объявленные на Днепре глубины (путь Е-40), но, к сожалению, обязательства свои государство не выполняет.  
Погружение в Днепр
От причала Каменского речвокзала на буксире «НИБУЛОНа» направляемся к месту эксперимента в реальных условиях. Мы в фарватере. Справа по курсу пыхтят заводские трубы дымом цветов радуги - желтым, черным, оранжевым. В пропитанных черным смогом корпусах зданий спрятаны огнедышащие мартеновские печи. В противоположной стороне отчетливо виден тот самый устрашающий белый буй с черными отметинами, о котором мы столько наслышаны. А на Днепре тишина, он погружается в зимнюю спячку. Лишь мы беспокоим реку.
Сами испытания проходят в акватории на площади в 750 квадратных метров. Скальный перекат «Днепродзержинские ворота» - узкий и небезопасный. Когда идет сброс воды, говорят, водолазов сносит подводное течение. К тому же, здесь и поворот судового хода. Словом, это самое опасное место на международном речном водном пути Е-40. Вот где бросил якорь для эксперимента отважный «Николаевец»! Рядом плавучий кран своим ковшом достает из-под воды уже покрошенные глыбы и высыпает их на видавшее виды несамоходное судно.
Мы поднимаемся на палубу «Николаевца» и с восторгом наблюдаем на огромном телеэкране, с какой легкостью гидромолот, установленный на экскаваторе Volvo, крошит твердые породы. Ну, словно курочка зернышки клюет. Вот так началось экспериментальное углубление участка водного пути с помощью самых современных методов - без взрывчатки и шурфов.
Днепр ведь прежде углубляли с помощью взрывных работ. Сегодня такой способ дноуглубления невозможен - на берегу находится меткомбинат, другие сложные производства, хранилища и дамбы. Взрывы могут создать аварийные ситуации на предприятиях, вывести из строя технологические линии. Кроме того, они отрицательно влияют на экологию, в частности на фауну акватории.  
А нынешний эксперимент - безопасный и состоялся с участием и при поддержке ГП «Укрводпуть», а также разработчика проекта - ООО «Институт «Укрречтранспроект» и специалистов разных отраслей и производителей зарубежного оборудования. К тому же, сам земснаряд построен по самым высоким экологическим европейским стандартам: в соответствии с Конвенцией МАРПОЛ 73/78, Правилами по предотвращению загрязнения с судов, Государственными санитарными правилами для морских судов Украины.
«Николаевец»: демонстрация силы и мощи
Герой эксперимента - судно «Николаевец». Это проект СДС-15 - гордость всего «НИБУЛОНовского» флота. Новый земснаряд только-только провел ходовые испытания, а к нему уже проявляют интерес в Европе, Северной Африке…
38-метровый крепыш «Николаевец», построенный в сентябре на судостроительно-судоремонтном заводе компании Алексея Вадатурского, действительно впечатляет. Здесь установлен гидравлический экскаватор Volvo EC 700 CL, оснащенный взаимозаменяемыми рабочими инструментами. Тут и гидромолот для дробления скальных пород, и два ковша на 2,7 и 3,37 кубометра для разных типов грунтов, и фреза. «Николаевец» способен работать со своими «инструментами» даже на 15-метровой глубине. А его гидронасосная станция может передавать две тысячи кубометров пульпы в час на расстояние в полтора километра.
Кстати, скала, которую разбивал «Николаевец» - это каменная гряда, она уложена плитой. И, казалось бы, это усложняет работы. Но техника «НИБУЛОНа» с этой задачей справляется.
Земснаряды ушедшей эпохи - это гул, грохот. «Николаевец» на этот счет тихоня. Когда это супермощное судно разбивало глыбу на трехметровой глубине, пожалуй, больше было слышно шум реки, чем звук стального молота. Когда мы, журналисты, вместе с Алексеем Вадатурским наблюдали за этим процессом на большом телевизионном экране, оператор в кабине экскаватора контролировал работы на мониторе. Причем, он может следить за подводными работами  и днем, и ночью. Эту технологию наблюдения за подводными работами специалисты компании создали совместно с учеными Национального университета кораблестроения имени Адмирала С. О. Макарова.
«НИБУЛОН» поддержали в Брюсселе
Алексей Афанасьевич рассказал, что идея постройки «Николаевца» родилась после Революции достоинства, когда путь в Европу и европейские ценности стали приоритетными для всего общества. «НИБУЛОН» тогда решил спроектировать судно, которое смогло бы проводить дноуглубительные работы на скальных грунтах на участках Днепра, перекрывающих курс отечественного судоходства в сторону стран Евросоюза. «НИБУЛОН» как самое современное предприятие, как большой сельхозпроизводитель, как крупнейшая компания по развитию внутренних водных путей, у которой есть собственный флот, построенный собственными силами, принималась и не за такие масштабные проекты. Ведь ООО СП «НИБУЛОН» уже инвестировал в отечественную экономику более 1,72 миллиарда долларов! Строительство «Николаевца» стало логическим продолжением экономической стратегии предприятия. Упорству, настойчивости и выдержке работников предприятия можно только позавидовать.
«С 2009 года мы методично ищем эффективные пути решения проблемы развития речного судоходства. В течение пяти лет мы преодолели все бюрократические преграды, получив десятки необходимых разрешений на выполнение дноуглубительных работ на Южном Буге и Днепре. Мы проявили инициативу и искали предприятия за рубежом, которые могли бы выполнить скальные дноуглубительные работы, изучали зарубежный опыт. Но пришли к выводу, что это очень затратное дело, дорого обойдется и доставка тяжелой техники в Украину. А в 2016-м о проекте «НИБУЛОНа» узнали в ЕС и поддержали. Проект строительства судна и двух саморазгружающихся шаланд стоимостью 14 миллионов долларов США профинансировал Европейский инвестиционный банк. Я подписал кредитное соглашение с банком в штаб-квартире Европарламента в Брюсселе на общую сумму 74 миллиона долларов США», - рассказал Алексей Вадатурский о своем новом детище.
Узкие места на реке и в экономике
По словам Алексея Афанасьевича, из-за ненадлежащей глубины «НИБУЛОН» и другие компании - судовладельцы и грузоперевозчики - вынуждены недогружать собственные суда. «Наши суда на 4 тысячи тонн недогружены примерно на 30 процентов, а это существенные убытки при перевозках вниз и вверх по реке, удорожание фрахта. А полностью суда загружаются только ниже всех порогов, за Запорожьем, откуда следуют в сторону Черного моря», - отметил Алексей Вадатурский.
В правительстве пока воспринимают саму идею проведения скального дноуглубления без особого энтузиазма. «Нашим проектом искренне интересуется только Премьер-министр Владимир Гройсман. Он был на нашем предприятии, видел, какие технологии мы планировали применить для строительства этого уникального судна. Он также знает о проведении нами экспериментальных работ и приветствует такую деятельность. Однако в других министерствах, в частности в Мининфраструктуры, которое должно опекаться такими проектами, никакой поддержки мы не чувствуем, а встречаем лишь противодействие и даже беспочвенные обвинения в якобы попытках монополизировать Днепр! Как можно объяснить министру, что если дноуглубление будет выполнено «НИБУЛОНом», мы не поставим шлагбаум и не запретим другим субъектам хозяйствования пользоваться рекой. А разве при улучшении экономики фрахтования суда, в т. ч. и иностранные, не активизируют перевозки на Днепре?» - подчеркнул гендиректор «НИБУЛОНа».
По его словам, в отличие от исполнительной власти в Украине правительства других государств живо интересуются возможностью использовать уникальный опыт и мощности «НИБУЛОНа» для решения аналогичных Днепру проблем на собственных внутренних реках. В частности, запросы о работе «Николаевца» уже озвучили в правительствах Беларуси, Турции, Египта.
«Не верьте министру инфраструктуры, что сегодня речные перевозки выгоднее железнодорожных. Иначе почему тогда на реке нет других субъектов хозяйствования, если это выгоднее», - отмечает Алексей Вадатурский.   
«Главной же проблемой судовладельцев и грузоперевозчиков является акцизный сбор, самый высокий в мире. Сегодня сбор составляет 139,5 евро за тонну топлива и занимает около 30% его стоимости. В Европе его вообще нет, а в США он вдвое ниже. Вдобавок к этому порты Херсона и Николаева еще и самые дорогие в мире по судозаходам. Более того, законом «О внутреннем водном транспорте» №2475а, за который так агитирует министр инфраструктуры, планируется еще и введение речного сбора. Поэтому-то и нет речных перевозок на Днепре.
Министерство пугает общественность техногенными катастрофами на шлюзах, отсутствием денег на дноуглубление и т. п. Но при этом лоббирует создание еще одной структуры - Администрации внутреннего водного транспорта.
Но в этой ситуации нужны не популизм, а реальные действия: уменьшить на 1 доллар размер портовых сборов в Николаевский и Херсонский порты. Из оставшейся суммы 50 центов направить на решение вопросов инфраструктуры Николаева, Херсона и других городов на Днепре, а 50 центов - на ремонт существующих шлюзов и дноуглубительные работы. И для таких мер совсем не нужен новый закон, достаточно распоряжения Кабмина», - отметил гендиректор «НИБУЛОНа».
«Своим конструктивным и аргументированным примером мы подталкиваем министерство к конкретным действиям. При этом, не преследуя корпоративные интересы, мы выступаем за то, чтобы в Украине были десятки таких компаний, как наша. Мы против популизма чиновников. Мы за их конкретные дела», - говорит руководитель «НИБУЛОНа».
Эксперимент «НИБУЛОН» провел за свой счет. И ждет тендер
Эксперимент на Днепре - инициатива «НИБУЛОНа» под эгидой ГП «Укрводпуть». Ведь чтобы начать полномасштабные работы по разработке скальных подводных грунтов, нужно не только огромное количество разрешений, но еще и наличие необходимых финансовых ресурсов и современной техники. Нужно просчитать все предполагаемые расходы, провести хронометраж всех видов работ, обсчитать стоимость разработки 1 кубометра скального грунта, доказать, что земснаряд сможет работать эффективно и быстро. Ну, и естественно, надо выиграть тендер на дноуглубление.
Заместитель начальника «Укрводпути» Евгений Бачев предполагает, что тендер государство может объявить и в 2018 году. При условии, что из госбюджета на это выделят деньги. А шансы на победу в тендере у николаевцев весьма велики. Работа на четырех самых сложных перекатах на участке протяженностью 47 километров - задача не из легких, но она под силу николаевскому предприятию с его новейшей техникой и бережным отношением к окружающей среде.
- А если предположить, что «НИБУЛОН» не станет выполнять работы в рамках этого проекта или государство не объявит тендер на дноуглубление, - спрашиваем у Алексея Афанасьевича.
 - Допускаю, что если тендер не состоится, то наша дноуглубительная техника простаивать не будет. Есть много работы на реке Припять в рамках создания водного транспортного коридора между Украиной и Беларусью. Наши соседи стремятся получить доступ к Черному морю, и им тоже надо развивать речное судоходство. Продолжим работы и на Южном Буге. Мы углубили его до 2,2 метра  и таким образом сняли с автодорог Николаевщины 1 миллион тонн грузов. Но это еще не предел,  - отвечает руководитель «НИБУЛОНа».
Днепровские скалы - главная преграда между Черным морем и Балтикой
Евгений Бачев рассказал, что пару месяцев назад был сдан на металлолом последний земснаряд, построенный во времена СССР. А в целом флот госпредприятия «Укрводпуть» последний раз закупал технику в далеком 1985 году. С тех пор много воды утекло. В 2009 году Украина присоединилась к Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения. А протяженность этих путей в Европе составляет ни много ни мало 21936 километров! Сейчас на слуху тема транспортного коридора между Черным и Балтийским морями. И реализовать этот масштабный проект можно, восстановив полноценное судоходство на пути Е-40, который прежде соединял устье Днепра с польским Гданьском. Для этого необходимо выполнить, в том числе, дноуглубительные работы на лимитирующих перекатах Днепровского и Каменского водохранилищ, что, собственно, и может сделать «НИБУЛОН». И в случае успеха реализации этого масштабного проекта Украина из статиста может превратиться в бизнес-игрока на рынке международных речных перевозок. А Днепр станет действительно полноценной частью европейской транспортной системы.