Как городу Николаеву избавиться от перегруженных фур?

Комментарии:

Руководитель «НИБУЛОНа» Герой Украины Алексей Вадатурский предложил свой вариант для решения этой проблемы

Что делать с перегруженными фурами, которые из года в год  «убивают» дороги Николаевщины?
Особенную актуальность эта проблема приобретает летом, когда начинается уборка урожая. Николаевский «НИБУЛОН», которым руководит Герой Украины Алексей Вадатурский, уже несколько лет демонстрирует яркий пример ее решения. Все большую часть зерна на перегрузочный терминал компании в Николаеве доставляют не грузовиками, а по воде - с помощью буксиров и несамоходных судов, которые составляют основу собственного флота «НИБУЛОНа». Только в минувшем году по Днепру и Южному Бугу компания транспортировала около двух миллионов тонн зерна! С дорог убраны десятки тысяч грузовиков. Благодаря лидеру аграрного сектора Украины достигнут значительный положительный результат и в деле сохранения дорог, и в сбережении экологии.
Тем удивительнее, что в минувшую среду представители «Укртрансбезопасности» пытались установить габаритно-весовой комплекс именно возле перегрузочного терминала компании «НИБУЛОН» в Николаеве (когда на этом месте оперативно появились журналисты и руководство «НИБУЛОНа», работы по установке были свернуты).
Но так и осталось непонятным, почему комплекс для взвешивания грузовиков, который везли через всю Украину, припасли именно для «НИБУЛОНа», единственного николаевского экспортера, который с каждым годом наращивает водные грузоперевозки взамен сухопутных, как никто заботясь о сохранности украинских дорог? В то время как другие крупные компании об этом только говорят.
В Николаеве есть много портов и других предприятий, к которым направляются колонны фур, груженных зерном и другой продукцией. На днях было подсчитано: за сутки по Варваровскому мосту в Николаев въехали почти 600 грузовиков, примерно столько же последовали в обратном направлении. И это только начало уборочной кампании. Спустя несколько недель количество фур увеличится в несколько раз. Однако порты (в отличие от «НИБУЛОНа», у них нет площадок для отстоя грузовиков) и сейчас не могут справиться с таким потоком зерна. Машины забивают не только  подъезды к городу, но и улицы, создавая неудобства николаевцам. И это, подчеркну, не фуры «НИБУЛОНа».
Поэтому выбор «Укртрансбезопасности» с местом установки габаритно-весового комплекса выглядит, как минимум, странно. Не совсем понятно, какие машины намеревались взвешивать у терминала «НИБУЛОНа».
Журналисты побывали на просторной стоянке, которую эта компания несколько лет назад - еще до начала перевозок по воде - оборудовала недалеко от терминала, чтобы зерновозы не загромождали прилегающие улицы, а водители могли отдохнуть в комфортных условиях. Сейчас стоянка пустует: в этот день на ней находился... только один грузовик!
...Спустя час после описанных событий в Николаевской облгосадминистрации состоялось совещание под председательством вице-губернатора Вячеслава Боня, который вместе с руководителями николаевских портов и стивидорных компаний пытался найти ответ - как уберечь дороги нашего региона от перегруженных фур, курсирующих на эти предприятия?
Вячеслав Бонь сообщил, что министр инфраструктуры Владимир Омелян обязал облгосадминистрации обеспечить присутствие инспекторов Укртрансбезопасности на весах всех зерновых терминалов. Вице-губернатор предложил, чтобы стивидорные компании на месте предоставляли сотрудникам Укртрансбезопасности документы, которые оформляют при приеме груза, - с указанием веса фуры. Тут же можно и штрафы выписывать.
Стивидоры, с одной стороны, и не против, но просят гарантий того, что правила будут одни для всех. Ведь если фура будет загружена «по норме», то аграрии будут терять при доставке зерна до 400 гривен на одной тонне. И если где-то к перегрузу будут относиться с поблажками, то владелец груза уйдет туда. А ведь есть еще порт Южный в Одесской области, стивидоры которого охотно воспользуются самоограничениями николаевского бизнеса в подобных ситуациях и примут наше зерно.
Генеральный директор ООО СП «НИБУЛОН» Алексей Вадатурский предложил свое комплексное решение проблемы.
«Проблема в следующем. Традиционно государство хочет сделать все руками стивидоров, экспортеров, инвесторов. Но почему государство перекладывает ответственность на тех людей, которые инвестируют в экономику? Я еще в прошлом году предлагал местным властям выставить на въездах в Николаев четыре весовых комплекса - на новоодесском, кировоградском, баштанском и херсонском направлениях. Установить на этих комплексах круглосуточное дежурство, с учетом всех стивидоров, чтобы они контролировали сами себя и ни одна перегруженная машина в Николаев не заходила. И второе -  установить весовой комплекс в Первомайском районе, чтобы такие машины вообще в Николаевскую область не заезжали. Специалисты «НИБУЛОНа» накануне побывали в Одесской области: там весовых комплексов нигде нет. А я сегодня слышу от представителя «Укртрансбезопасности» о том, что в этом регионе проводится тендер, и весовые комплексы будут установлены до 1 сентября. Это не решение проблемы. Ее нужно решать на государственном уровне. И я не намерен играть в кошки-мышки с другими компаниями. Сегодня я не вижу в этом зале представителей стивидоров Варваровского элеватора, терминалов по перегрузке подсолнечного масла, завода железобетонных изделий, который завозит в город Николаев до миллиона тонн щебня и песка. Разве они не разбивают дороги? Они делают это круглый год. Значит, одним можно, а другим нельзя? У «НИБУЛОНа», кстати, сейчас вообще нет грузовиков: ни перегруженных, ни недогруженных, ни в городе, ни за городом. Мне проще в этом вопросе. Мы построили два терминала в Херсонской области, мы построили терминал в Запорожской области. И наши грузовики больше не идут оттуда по мелитопольской, херсонской трассам. Мы транспортируем зерно по воде. Кстати, о сохранности дорог. Наша компания каждый год ремонтирует в Николаеве дорогу от Пушкинского кольца до своего терминала, моет ее, подметает, приводит в надлежащее состояние...
А сейчас через Варваровский мост проходят более пятисот зерновозов круглосуточно. И это Николаевская область еще не набрала темпов по сбору зерна. Когда это случится, через этот мост будут проходить до двух тысяч грузовиков в сутки! Поэтому нужно принимать меры на государственном уровне - вместе в полицией и «Укртрансбезопасностью». А шантаж - это последнее дело. Сегодня под наш терминал прибыли работники «Укртрансбезопасности», чтобы установить весовой комплекс. Почему? Я позвонил мэру: «Есть у вас разрешение?». - «Нет». Позвонил губернатору: «Есть  разрешение?». - «Нет, впервые об этом слышу». Что это такое?
Следующий момент. Проблема с перегрузом не наша, это проблема общеэкономического характера, проблема аграрного сектора Украины. Да, нужно остановить это. Но надо понимать, что аграрии недополучат на каждой тонне 300-400 гривен выручки. Это люди, которые вырастили урожай. Поэтому нужно провести разъяснительную работу с каждым аграрием, с «Укртрансбезопасностью», остановить этот беспорядок и не делать козлами отпущения трейдеров, которые работают. Целый год проблема не решалась, а когда началась уборка урожая, начинается битва с перевозчиками, аграриями, четырьмя компаниями, которые работают. Мы же в этом году автомобильным транспортом привезем еще на 30 процентов меньше зерна, чем в прошлом году. Компания «НИБУЛОН» все сделала для этого», - сказал Алексей Вадатурский.
Руководитель «НИБУЛОНа» добавил, что, помимо установки габаритно-весовых комплексов на въездах в город Николаев, в этих местах нужно обустроить и площадки для отстоя транспорта - с бытовыми удобствами для водителей. Конечно же, в областном и городском бюджетах едва ли найдется необходимая сумма на осуществление такого проекта. Но в этом, по мнению Алексея Вадатурского, должны помочь стивидоры, которые могли бы вложить свои средства.
Начальник управления «Укртрансбезопасности» в Николаевской области Сергей Кривошапка согласился с тем, что такой вариант является самым эффективным способом решения проблемы, однако этот комплекс мер требует времени на реализацию, а власти хотят «рецепт быстрого приготовления». Хотя эту проблему нужно было решать не тогда, когда начался сбор урожая, а загодя.
Алексей Вадатурский также напомнил, что предлагал областной и городской властям, а также министру инфраструктуры устроить паромную переправу. Это позволило бы вообще вывести зерновозы из Николаева. Однако такое разумное предложение осталось без ответа...

Виталий СИНЯВСКИЙ, «Николаевские новости»