«Льготная» иномарка

Комментарии:

Если за рулем автомобиля, ввезенного
по сниженному акцизу, будет не хозяин, проблем с полицией не избежать

На дорогах все больше автомобилей, растаможенных по закону о временном снижении акциза на ввоз подержанных иномарок. По данным ГФС, за полтора месяца, прошедших с момента вступления документа в силу (1 августа), украинцы ввезли по сниженному акцизу более 1300 легковушек. Впрочем, тех, кому удалось растаможить ввезенную иномарку со скидкой, ожидает сюрприз при регистрации транспорта в сервисных центрах МВД.
Регистрируя растаможенные со скидкой подержанные автомобили, сотрудники сервисных центров МВД ставят в техпаспорте отметку: «Продаж, дарування, обмiн, передавання у володiння, користування, розпорядження без дозволу митницi заборонено». В принципе, к ограничению продажи таких машин их владельцы потенциально были готовы. Этого требует закон №1389 о временном снижении акциза на ввоз подержанных иномарок. В документе прописано, что в случае отчуждения в течение 365 дней со дня регистрации транспортного средства, при ввозе которого применялись сниженные ставки акцизного налога, налогоплательщик обязан уплатить этот налог по ставкам, установленным статьей 215-й Налогового кодекса (то есть доплатить сэкономленный ранее акциз). Таким образом, законодатели пресекли возможность злоупотреблений со стороны дельцов (так называемых перегонщиков), которые зарабатывают на продаже ввезенных из-за рубежа иномарок, и сделали так, чтобы растаможить покупку по льготному тарифу могли только граждане, решившие обновить личный автопарк. То есть один украинец может воспользоваться упомянутой скидкой раз в год.
Объяснимы и другие ограничения, указанные в техпаспорте: «дарение, обмен, передача во владение». Ведь перегонщики могут заработать, произведя смену права собственности обходными путями. Но почему наряду с этим ограничено также право пользования подержанной иномаркой? Ведь это значит, что при отсутствии владельца на такой машине не смогут ездить даже, например, его жена, сын или другие близкие родственники. Нонсенс! В Украине давным-давно, как и во многих странах, можно управлять автомобилем, даже чужим, без нотариальной доверенности.
Информация о «самоуправстве» правоохранителей удивила и автора закона о временном снижении акциза народного депутата Роберта Горвата. Он обратился в Главный сервисный центр (ГСЦ) МВД и попросил разъяснить, на каком основании в региональных центрах делают такие отметки в техпаспортах.
Из ответа руководителя ГСЦ Владислава Криклия становится ясно, что такие записи - не самодеятельность его подчиненных. Они вносятся законно. Оказывается, отметки в техпаспорте продублированы из таможенных деклараций, оформленных на льготные автомобили, где, собственно говоря, и указаны ограничения «по отчуждению, передаче другому человеку, распоряжению, использованию третьими лицами без уплаты необходимых налогов, предусмотренных при пересечении границы Украины».
Владислав Криклий объяснил, что, по пункту 30 «Порядка регистрации транспортных средств в Украине», в регистрационные документы на транспорт вносятся данные «…о запрете отчуждения и передачи права использования и (или) распоряжения транспортными средствами, дате их обратного вывоза и другие ограничения, установленные органами доходов и сборов». Поэтому должностные лица сервисных центров просто не имеют права игнорировать ограничения, установленные законом.
Таким образом получается, что в течение 365 дней со дня ввоза в Украину пользоваться автомобилем, растаможенным с акцизной скидкой, сможет только его фактический владелец.
С этим не согласен глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. «Обвинения ГСЦ МВД беспочвенны! Центр всего лишь выполняет нормы нормативно-правовых актов по таким ограничениям. Политикам просто нужно было при принятии закона поручить внести соответ-
ствующие изменения в Приказ ГТСУ 1118 от 18.11.2005 года и постановления КМУ №1388. Нардепы этого не сделали, а теперь обвиняют таможенников и сервисные центры, что те выполняют нормативно-правовые акты! Причем ограничения в отношении «владения, пользования, распоряжения» фискалы придумали не сегодня, а 11 лет назад. Дублирование же таможенных записей при регистрации авто еще раньше -
18 лет назад. То есть если работник сервисного центра не впишет в техпаспорт ограничения таможни, то завтра придет прокурор - и ему придется отвечать за несоблюдение закона.
Все в руках политиков и Верховной Рады. Нужно лишь дать соответствующее поручение Кабинету министров изменить постановление №1388 и приказ №1118, и таможенники с МВД будут выполнять новые нормативно-правовые акты!» - написал он в «Фейсбуке».
Олег Назаренко утверждает, что ездить на автомобиле, растаможенном по сниженному акцизу, может не только его владелец. Вот как он обосновывает свое мнение: «Никаких запретов на управление авто, ввезенного по льготному акцизу, нет. И доверенность хоть жене, хоть товарищу или чужому человеку выдавать не нужно! Нужно понимать, что пользование и управление - юридически разные вещи! В Украине доверенности на управление авто отменены и не нужны, но в то же время у нас в стране произошло закрепление категории «доверенность на пользование транспортным средством» в норме, посвященной форме доверенности (ст. 245 Гражданского кодекса Украины).
По гражданскому законодательству, доверенность на пользование транспортным средством существует, и она нужна, а вот на управление - нет. Поэтому я утверждаю, что просто для управления ТС, растаможенным по сниженному акцизу, никаких запретов нет и поручений брать не нужно, а вот на аренду и пользование (получения с авто доходов) запрет есть.
Я считаю, что эти записи фискалы и сотрудники МВД вносят для того, чтобы под видом нотариальных доверенностей (генеральных и других) не было перепродажи таких авто, поэтому и ограничили выдачу нотариусами таких поручений».
Впрочем, на практике все происходит иначе, и многие автомобилисты уже с проблемами при общении с патрульной полицией. Правоохранители считают, что ездить на автомобиле, растаможенном со скидкой, имеет право только владелец, а управление таким транспортом другими лицами - противозаконно. Вот, например, свежий случай, описанный в «Фейсбуке» пользователем Сергеем Крежмером.
«Новая полиция вместе с таможней пыталась отобрать «льготный» автомобиль у моего товарища. Машина оформлена на жену, но управляет он. Итог - 4,5 часа потраченных нервов, вызов адвоката, хозяйки автомобиля на место происшествия (а задержали его в другой области), эвакуатор. Отбились от штрафплощадки реально силой. Как сказал «новый полицай»: есть установка сверху усиленно контролировать такие автомобили и вызывать на место таможенников. А происходило это все в Житомире».
Как видим, без помощи квалифицированных юристов отстоять свою правоту перед патрульной полицией рядовому водителю на дороге будет нелегко. К сожалению, авторы закона о сниженной ставке акциза, направленного на благо автомобилистов, до сих пор не удосужились внести изменения в законы, чтобы убрать эту несправедливую норму. Создается впечатление, что такое попустительство неслучайно. Ведь оно позволяет спровоцировать «коррупционную составляющую», то есть обвинить в нарушении закона обычных граждан, получивших возможность сэкономить на растаможке подержанной машины!

Максим ЗАДОРОЖНЫЙ