Должен ли покупатель платить за товар, случайно разбитый им в супермаркете?

Комментарии:

«Недавно в супермаркете я нечаянно зацепила на стеллаже бутылку с пивом - она разбилась. Продавцы вызвали охранника, и тот буквально заставил меня оплатить стоимость разбитой бутылки. Хотя в магазине стеллажи стоят слишком близко друг к другу, ходить между ними неудобно. Но я не знала, как себя вести в такой ситуации, и заплатила 15 гривен, лишь бы на меня не кричали. А если бы я разбила товар подороже? Вправе ли продавцы требовать с меня деньги?». Светлана Маломуженко

Как сообщает пресс-служба Госслужбы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, прежде всего нужно выяснить, кто на самом деле виноват, что товар поврежден: покупатель, администрация магазина, которая неправильно разместила товар в торговом зале, или другой покупатель.
Важно отметить, что Закон Украины «О защите прав потребителей» в таких ситуациях однозначно защищает потребителя. Однако есть нюансы.
Согласно статье 323 Гражданского кодекса Украины, риски случайного повреждения (порчи) имущества несет его собственник, то есть магазин. Согласно статье 668 Гражданского кодекса Украины, риск случайного уничтожения или случайного повреждения товара переходит к покупателю с момента передачи ему товара.
Если администрация или охрана магазина заставляют вас оплатить товар, требуйте составить акт о нанесении ущерба и предоставить факты, доказывающие вашу вину. Кстати, вину покупателя может установить только суд. То есть покупатель должен знать: на месте ничего не оплачивается, а только фиксируется.
Если администрация магазина отказывается составлять акт и продолжает настаивать на своем, следует напомнить, что в соответствии со статьей 17 (часть 2) Закона «О защите прав потребителей» запрещается принуждать покупателя приобретать продукцию ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента. Однако необходимо доказать, что вы испортили товар случайно. Требуйте показать запись с камеры видеонаблюдения.
Если вас не выпускают из магазина, следует упомянуть еще и о пунктах 1, 4 и 5 статьи 19 Закона «О защите прав потребителей», в которых говорится, что нечестная предпринимательская практика и агрессивная деятельность запрещены. Если и это не поможет, вызывайте полицию.

Подготовил Иван РЫБАЛКО