Подробности бунта на турецком корабле, шедшего из Николаева в Иорданию

Комментарии:

В украинских территориальных водах прозвучал сигнал SOS от турецкого сухогруза: там моряки устроили поножовщину, которая закончилась тяжелым ранением капитана

В территориальных водах Украины, вблизи порта «Южный», произошло резонансное происшествие: в ночь с 4 на 5 сентября двое турецких матросов попытались захватить свое же судно, устроили поножовщину, ранили капитана и даже умудрились на время обесточить сухогруз Mehmet Unlu.

Читайте также Турецкое судно, которое шло из Николаева, под Одессой взяла штурмом «Альфа»

В итоге сотрудники спецподразделения СБУ «Альфа» получили реальную практику в борьбе с морским террором и провели спецоперацию, в результате которой задержали бунтарей и освободили заложников.

Турецкий сухогруз Mehmet Unlu двигался из Николаева в Иорданию, а конфликт вспыхнул, когда судно уже покинуло порт. По предварительным данным, виною всему алкоголь и личная неприязнь среди членов коллектива. По информации службы безопасности, около полуночи два члена экипажа порезали четырех коллег, трое из которых получили ранения средней тяжести. «Затем злоумышленники обесточили судно и захватили в заложники пятерых человек. Часть экипажа забаррикадировалась, скрываясь от нападавших», — сообщила пресс-служба СБУ.

В результате правоохранители решили пойти на штурм судна, в котором принимали участие спецназовцы и тактическая группа отряда морской обороны Госпогранслужбы (корабль «Павел Державин» и катер «Дарница»).

Слухи о «кровавой бане» на борту были слишком преувеличены, хотя капитан действительно получил тяжелые ранения и потерял много крови. К счастью, обошлось без жертв и все пострадавшие получили медицинскую помощь.

Как сообщил председатель Лиманской РГА Одесской области Дмитрий Наталуха, молва наделала много шума, даже звучали опасения в отношении террористического захвата судна с целью захода в акваторию порта Южный, но они не подтвердились. «Это был локальный конфликт между членами экипажа — не более», — отметил чиновник.

Неизвестная компания

Причиной случившего, по словам гражданина Турции, капитана дальнего плавания Ибрагима Буюккинаси, скорее всего, стал низкий уровень компании-собственника. Судно Mehmet Unlu, принадлежащее турецкой компании Emsan Denizcilic, маленькое, а сам судовладелец — малоизвестный.

«На судах должна присутствовать высокая дисциплина, и это зависит не только от уровня квалификации старпома, но и от качества подбора всего состава. Как правило, чем больше сама компания-судовладелец, тем выше уровень дисциплины на ее судах, и наоборот», — говорит капитан.

По его словам, на такие маленькие суда идут работать, как правило, те моряки, которые не смогли устроиться в хорошие компании на более высокую зарплату в силу своей невысокой квалификации. «Вот и результат», — добавил Ибрагим.

Редкий случай

Впрочем, капитан Виктор Беспалов, имеющий многолетний опыт дальнего плавания, в том числе в качестве капитана легендарного научно-исследовательского судна «Космонавт Юрий Гагарин», заверил, что происшедшее — ситуация из ряда вон выходящая, и случается такое крайне редко.

«Такое в мире происходит, наверное, раз в десятилетие. Безусловно, бывали нарушения дисциплины, но чтоб поножовщина... Да и обесточить судно простым матросам крайне сложно. Чтобы сделать блэкаут, нужно спуститься в главный распределительный щит, за который отвечает электромеханик, выключить рубильники, при этом надо понимать, какой именно рубильник», — поделился Виктор Вадимович.

Учитывая, что экипаж накануне был в Николаеве, моряки, скорее всего, там купили алкоголь, выпили, что и привело к беде, предположил он. «Ведь на судне запрещен прием спиртного и наркотиков. Такой документ подписывают вместе с контрактом — каждый член экипажа, под любым флагом», — добавил капитан.

По его словам, у капитана есть ряд полномочий, которыми он может воспользоваться, чтобы предупредить развитие конфликта. Например, оштрафовать провинившегося и даже потребовать от судовладельца расторгнуть контракт в особо вопиющих случаях.

Черный список

Конфликтную ситуацию можно было разрешить, не прибегая к радикальным мерам, считает капитан Владимир Воробьев. «Если не платят зарплату, плохое питание или экипаж не согласен с действиями капитана, всегда есть возможность обратиться в ITF — международную профсоюзную организацию, которая высылает на судно своих представителей, и они проводят расследование», — рассказал капитан и добавил, что в любой уважающей себя компании не то что драки наказываются, а даже словесное оскорбление может привести к тому, что моряка спишут с судна.

По его словам, как правило, не разбираются, кто прав, кто виноват в драках, а едут домой оба. «В данном случае будет уголовное расследование со стороны Украины, поскольку инцидент случился в наших территориальных водах, опросят весь экипаж, соберут свидетельские показания, а дальше будет суд. Моряки-бунтари, вероятно, попадут в black list (черный список), и работа в море для них уже закончена», — добавил он.

«Конечно, на борту многое зависит от капитана, от его харизмы и умения управлять людьми. Но в любом случае людей на судно набирает не он лично, а крюинговая компания, с которой заключил договор судовладелец», — подытожил Владимир Воробьев.

Известно, что украинская полиция уже открыла уголовное производство по ч. 3 ст. 278 Уголовного кодекса Украины (угон или захват морского судна), но есть высокая вероятность, что дело переквалифицируют на более мягкую статью.