В защите прав николаевцев на индивидуальные газовые счетчики нардеп Артем Ильюк дошел до Кабмина

Бережная Елена
Комментарии:

В процессе борьбы за установку николаевцам положенных им законом индивидуальных газовых счетчиков народный депутат Украины от партии «Відродження» Артем Ильюк был вынужден обратиться уже к Кабинету министров. Заметим, что деятельность народного депутата часто заключается в очень важной и кропотливой бумажной работе с законами и документами, и приводим основные факты из обращения народного депутата Артема Ильюка по этому вопросу.
После того, как парламентарий, избранный в Верховную Раду от города Николаева, по просьбам горожан обратился в НКРЭКУ и прокуратуру, «Николаевгаз» распространил свое заявление. В нем предприятие сообщило, что программа установки общедомовых узлов учета реализуется не только в Николаевской области, но и во всех регионах Украины всеми газораспределительными компаниями. Следовательно, такое решение не является самостоятельной инициативой «Николаевгаза», оно было принято на государственном уровне.
В связи с этим Артем Ильюк напомнил, что Кабинет министров Украины 16 мая 2002 года принял постановление №620 «Об утверждении Временного положения о порядке проведения расчетов за предоставление населению услуг по газоснабжению в условиях использования счетчиков природного газа (домовых или на группу домов)».
27 января 2016 года Кабинет министров Украины принял постановление №46 «О внесении изменений в постановление Кабинета министров Украины от 16 мая 2002 года №620», согласно которому это Временное положение излагается в новой редакции.
- Я полагаю, что постановление КМУ от 16 мая 2002 года №620 должно быть признано утратившим силу (в связи с временностью его действия и потерей актуальности - п. 3 ст. 7 Закона Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа»), а постановление КМУ от 27 января 2016 года №46 - отменено как противоречащее требованиям Конституции и законам Украины. Это нужно сделать с учетом следующего: Верховная Рада Украины 16 июня 2011 года приняла Закон Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» (№3533-VI), который вступил в силу 9 июля 2011 года и определяет правовые, экономические и организационные основы обеспечения всех категорий потребителей узлами учета природного газа с целью введения полного коммерческого (приборного) учета природного газа и осуществления контроля за использованием ресурсов импортированного природного газа и природного газа собственной добычи, - отметил народный депутат.
По словам Артема Ильюка, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа», субъект хозяйствования, осуществляющий распределение природного газа на соответствующей территории, обязан установить счетчики газа для населения, проживающего в квартирах, не позже 1 января 2018 года.
Сейчас ПАО «Николаевгаз» отказывает населению, проживающему в многоквартирных домах, в установке индивидуальных счетчиков, «навязывает» и устанавливает один домовой счетчик на такой дом.
Свои действия ПАО «Николаевгаз» объясняет наличием Временного положения о порядке расчетов за предоставление населению услуг по газоснабжению в условиях использования общедомового узла учета, утвержденного постановлением Кабинета министров Украины от 16 мая 2002 года №620 (в редакции постановления КМУ от
27 января 2016 года №46).
- Действительно, в соответствии с п. 4 Временного положения, возможность объединения потребителей для улучшения ведения учета природного газа определяется схемой газоснабжения. Решение о необходимости объединения потребителей в единую группу принимает оператор газораспределительной системы, - объясняет нардеп от «Відродження». - Однако никаких схем газоснабжения и решений о необходимости такого объединения не доводится к сведению самих потребителей.
Согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 21 Закона Украины «О защите прав потребителей», права потребителя считаются в любом случае нарушенными, если при предоставлении услуги, от которой потребитель не может отказаться, а получить может только у одного исполнителя, исполнитель навязывает такие условия получения услуги, которые ставят потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями и/или исполнителями, а также нарушается принцип равенства сторон договора, участником которого является потребитель.
Шестой абзац пункта 4 Временного положения определяет, что, в случае несогласия собственника квартиры рассчитываться за потребленный газ по показаниям домового узла учета на дом, он может отдельно установить квартирный счетчик газа за собственные средства.
Кроме того, поясняет парламентарий, на сегодняшний день действует распоряжение Кабинета министров Украины от 25 апреля 2012 года №259-р «Некоторые вопросы обеспечения коммерческого (приборного) учета природного газа». Это распоряжение принято с целью обеспечения полного (приборного) учета природного газа в быту, в соответствии с Законом Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа».
Пунктом 1 указанного распоряжения четко определено, что субъекты хозяйствования, осуществляющие распределение природного газа на соответствующей территории, обязаны принять меры по оснащению в полном объеме квартир и частных домов, в которых проживает население, счетчиками газа (в сроки, определенные ч. 1 ст. 6 Закона «Об обеспечении коммерческого учета природного газа»).
- Отмечу, что пунктом 3 статьи 7 Закона «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» Кабинету министров Украины поручено разработать меры по техническому и финансовому обеспечению выполнения этого закона (что было выполнено путем издания распоряжения Кабинета министров Украины от 25 апреля 2012 года №259-р «Некоторые вопросы обеспечения коммерческого (приборного) учета природного газа») и рекомендовано в трехмесячный срок привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом. А также обеспечить пересмотр и отмену нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону (должно было быть отменено постановление Кабинета министров Украины от 16 мая 2002 №620), - комментирует Артем Ильюк.
Однако не все эти действия были выполнены Кабинетом министров Украины. Наоборот, принятие постановления КМУ от 27 января 2016 года №46 повлекло негативные последствия по выполнению требований Закона «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» и распоряжения Кабинета министров Украины от 25 апреля 2012 года №259-р «Некоторые вопросы обеспечения коммерческого (приборного) учета природного газа».
В связи с принятием Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» от 14 мая 2015 года №417-VIII Временное положение в редакции постановления КМУ от 27 января 2016 года №46 не только не согласуется с положениями Закона, но и противоречит ему.
- Обязанности совладельцев многоквартирного дома определены частью 1 статьи 7 Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», и их перечень является исчерпывающим, в частности п. 10 ч. 1 ст. 7 четко определяет, что именно совладелец обязан своевременно платить за потребленные именно им жилищно-коммунальные услуги, - рассказывает законодатель. - Определение пунктом 5 Временного положения (в редакции постановления КМУ от 27 января 2016 года) объемов потребленного жильцами природного газа возвращает нас во времена общежитий, кооперативов и никак не согласуется ни с такой новой формой управления, как объединение совладельцев многоквартирных домов, ни с требованиями действующего законодательства и принятых в его исполнение нормативно-правовых актов. Кроме того, как тогда согласуется пункт 5 Временного положения с пунктом 2 Постановления Кабинета министров Украины от 23 марта 2016 года №203
«О нормах потребления природного газа населением при отсутствии газовых счетчиков»? Отмечу, что
п. 2 указанного постановления четко установлено, что применение норм потребления природного газа населением при отсутствии газовых счетчиков, утвержденных пунктом 1 настоящего постановления, осуществляется с 1 февраля 2016 года.
Опираясь на нормы действующего законодательства, народный депутат Украины Артем Ильюк обратился к правительству, чтобы оно подготовило и рассмотрело проект решения в форме постановления Кабинета министров Украины о признании утратившим силу постановления Кабинета министров Украины от 16 мая 2002 года №620 (с изменениями).
А также в соответствии с требованиями законов Украины, на которые парламентарий ссылается в своем депутатском обращении, и в соответствии с требованиями Закона «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» и распоряжения КМУ от 25 апреля 2012 года №259-р, привести нормативно-правовые акты в соответствие с законодательными актами.
Таким образом законодатель в лице народного депутата Украины Артема Ильюка требует от правительства привести в порядок свои нормативно-правовые акты, которые противоречат Законам Украины, и убрать лазейки, с помощью которых «Николаевгаз» прикрывает свое самоуправство и нарушает права николаевских потребителей газа.