Светлое Христово Воскресение - праздник, который побеждает зло

Комментарии:

Светлое Христово Воскресение, Пасха - один из особо чтимых христианской церковью, для православных - главный праздник. Этот день подвижный, переходный, от него зависят еще несколько праздников, которые отмечаются в дни, указанные в Пасхалии.

Пасха отмечается в воскресенье и олицетворяет собой торжество Спасителя над силами зла, жизнь побеждает смерть. Перед этим праздником семь недель Великого поста, когда верующие, готовясь ко встрече Светлого Христова Воскресения, сосредотачиваются на милосердии, занимаются благотворительностью.

Страстной четверг посвящается наведению чистоты, убираются комнаты и дворы, вероятно поэтому этот день еще называют «чистым». Девушки и парни в полночь ходили на речку или озеро умыться. Омовение в холодной воде в эту ночь обещало здоровье и красоту на весь год. А Великая Суббота отдавалась приготовлению блюд к празднику, варили щи, кашу, пекли пироги и варили брагу.

Ближе к двенадцати начиналась полуночница. В полночь звонили колокола и верующие совершали крестный ход вокруг храма. Потом начиналась светлая заутреня.

Воскресение Христа славилось радостными возгласами: «Христос воскрес!», «Воистину воскрес!». По возвращении домой садились за праздничный стол, украшенный куличами, пасками и разноцветными яйцами.

Смысл слова «Пасха» до сих пор не расшифрован учеными. Она существовала и до Рождества Христова. Тайная Вечеря, на которой было установлено таинство Евхаристии, произошла именно в дни ветхозаветной Пасхи, которую и отмечал со своими учениками Господь.

Сначала это был семейный праздник кочевого быта. «Четырнадцатого числа весеннего месяца нисана», который сначала носил название месяца колосьев. В жертву языческому богу Яхве приносили ягненка, чьей кровью мазали двери в знак охраны дома, мясо же съедали. Ритуал обязывал всех присутствующих быть в дорожной одежде.

Со временем «ветхозаветную Пасху» увязали с исходом из Египта и освобождением от долгого рабства. По этой причине многие ученые склоняются к тому, что слово «Пасха» произошло от еврейского глагола «пасах», что переводится как «переходить». По второй версии - от ассирийского «пасаху» - умиротворять. По третьей - от греческого «пасхейн» - страдать.

На заре христианской эры отмечались две Пасхи - в честь смерти и в честь воскресения. В первом случае соблюдали строгий пост и скорбели. Вторая встречалась всеобщим ликованием и трапезой.

По прошествии времени, преодолев многочисленные споры, христиане стали праздновать одну Пасху - в первый воскресный день после весеннего равноденствия и мартовского полнолуния. Праздник длится сорок дней, символизируя сорокадневное пребывание Христа на земле после воскресения.

Обычаю христосования положило начало «Послание апостола Павла к римлянам», где есть такие слова: «Приветствуйте друг друга с целованием святым».

Одним из главных украшений стола являются разноцветные яйца. Они считались символом жизни. Христианская легенда гласит, что Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию обычное белое яйцо, объяснив, что на этот праздник принято одаривать знакомых, со словами: «Прими же его как дар и символ того, что Христос воскрес и спас мир своей кровью. Христос воскрес!».

Не поверивший ей Тиберий потребовал доказательств. И тотчас белое яйцо в руке Марии Магдалины стало красным.

В дальнейшем яйца стали красить. Окрашенное яйцо стали называть «крашенкой», а расписанное узорами - «писанкой».

В Украине традиционно яйца красят луковой шелухой. Наши бабушки делали сначала раствор из шелухи, потом остужали его, укладывали между шелухой в раствор яйца и варили часа 3-4. Отчего яйца получались удивительного неповторимого вкуса.

Глядя на пасхальный стол, слушая колокольный звон и вдыхая весенний воздух, начинаешь понимать, что Бог - это действительно Любовь. Это самое дорогое, что у нас есть и что мы можем разделить со своими близкими. И какое счастье, что они у нас есть, что мы не одиноки в этом мире.