Почему СБУ резко полюбила российское кино

Комментарии:

Чиновники задумались над тем, как пересмотреть запретные списки

СБУ обратилась к министру культуры Вячеславу Кириленко. Чиновника просят прекратить запрет фильмов по «формальным» принципам. Речь о лентах вроде «Иронии судьбы» или «Чародеев», снятых до обострения российско-украинских отношений, не несущих идеологической нагрузки. В Минкульте разводят руками: они только соблюдают закон.

Какие фильмы запрещают в Украине

Акценты письма, подписанного лично главой СБУ Василием Грицаком, таковы: ряд актеров из РФ оказался под запретом и их списки передали в Минкульт, как того требует закон. А уже министерство запрещает выдачу или аннулирует прокатные лицензии фильмов, в которых снялись «списочники».

Но Минкульт делает это «без взвешенной оценки», в результате — табу на фильмы, «запрет показа которых может трактоваться как посягательство на конституционные права граждан».

Это, по мнению СБУ, вносит раскол в общество, дискредитирует власть, «давая повод врагам лишний раз обвинить страну в недемократичных шагах».

В Минкульте «Вестям» пояснили: лицензирование фильмов — задача Госкино, чиновники руководствуются законом о кинематографии, и разрешать ленту с участием актера из запретного списка — незаконно.

«Пусть теперь СБУ составит перечень актеров, которые больше не представляют угрозу нацбезопасности, — мы их исключим из списка (и разрешим фильмы. — Авт.), — анонимно прокомментировал высокопоставленный чиновник Минкульта. — А так получается, что невъездной Алессандро Сафина покаялся — и его впускают, чтобы он вручил приз на «Человеке года». Глава Госкино Филипп Ильенко подтвердил нам: его ведомство лишено пространства для маневра. «Есть список. И мы обязаны выполнить предписания закона. А почему СБУ вдруг решила написать письмо, я комментировать не могу».

Цены охладили нелюбовь

Неофициально в Минкульте «гуляет» версия о претензии телеканалов к СБУ. «Российских сериалов нет. Покупать западные — дорого. А после попыток снять свой продукт телеканалы поняли, что это еще дороже. Вот и обратились: хватит все запрещать. А в СБУ спихнули все на Минкульт: мол, мы тут ни при чем, — сказал собеседник. — Решить проблему возможно, лишь отозвав письма об артистах».

«СБУ запрещает въезд тем, кто наносит вред интересам Украины. Но не нужно запрещать «Иронию судьбы» только потому, что там снималась одна из актрис, которой запретили въезд (Валентина Талызина. — Авт.)», — парирует спикер СБУ Елена Гитлянская. Бывший советник главы СБУ Маркиян Лубкивский признает: ситуация патовая.

«Не нужно было делать политику — теперь ошибкой СБУ стал публичный конфликт и попытка отозвать свои же решения», — сказал Лубкивский. Сами деятели культуры утверждают: палку перегнул Минкульт.

«Когда запрещают пропагандистские фильмы, это понятно. Но если сильную картину запрещают из-за актера из черного списка, играющего второстепенного персонажа, — я этого не понимаю, — сказал нам актер Владимир Горянский. — Нельзя огульно запрещать фильмы, нельзя позволять политике довлеть над культурными вопросами».

Писатель Дмитрий Капранов (также он — член экспертной комиссии при Госкино) выход видит в пересмотре принципа создания списков. «Это ведь показательная мера. Она сработала в случае с Иваном Охлобыстиным («прославился», пожелав смерти украинцам. — Авт.) и Михаилом Пореченковым (позировал с оружием на Донбассе. — Авт.). Но когда начали вписывать в список десятки других — мера дала сбой».