Почему слепой траст не работает в Украине

Комментарии:

Сообщения о том, что активы президента переданы в слепой траст (blind trust), пока что не вызывает доверие. Иначе было бы объявлено и компанию, которая взяла в управление активы президента.

Вообще слепой траст традиционно предусматривает передачу финансовых активов (акций, денег) политиков независимой компании. В западных странах слепой траст работает, поскольку типичный портфель активов богатого человека может состоять из 1,5% акций Coca-Cola, 2% Gillette, 0,5% Apple.

В ходе управления управляющая компания (trustee) что-то продает, покупает и со временем конечный бенефициар (владелец) даже не знает, что является его активами, поскольку они закрыты от посторонних глаз (поэтому траст называется слепым).

А если политик не знает, что является его активами, то и не может принимать решения в интересах отраслей или компаний, где есть его бизнес-интересы. Потому что он не знает, где его бизнес-интересы. Именно имя, репутация и авторитет управляющей компании дает понимание действительно ли это честное управление активами в рамках слепого траста.

Например, в слепой траст передавал свои активы экс-губернатор и экс-кандидат в президенты США Митт Ромни. Но был раскритикован, потому что компанией Bain Capital управляли его старые товарищи, компания публично раскрывала свои активы.

В слепом трасте были активы и первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. Но, конечно, мало кто поверил в слепоту неизвестного траста Severin с Британских Виргинских островов. Наиболее прибыльные операции этого траста ($80-100 млн.) были сделаны на акциях Газпрома. В то же время Шувалов, как чиновник утверждал Газпрому различные государственные инициативы.

В Украине работа слепого траста очень затруднена по причинам отсутствие законодательства и культуры и традиций бизнеса. Обычно бизнесмены владеют не мелкими пакетами публичных компаний, а 100% акций своих корпораций. Поэтому продать такие пакеты акций сложно, а конфиденциально без ведома политика-акционера - практически невозможно.

В такой ситуации пропадает весь смысл слепого траста. Даже если политик передает свои акции в слепой траст, "слепота" относительно владения не наступает. А значит он понимает, каким отраслям предоставлять госзаказ и приоритетную государственную поддержку. Понимают и топ-менеджеры, кто де-факто является их боссом (де-юре боссом является траст). Понимают и другие чиновники при выделении земли, оформлении разрешений, проведении тендеров.

Поэтому в Украине слепой траст - неработающий механизм. Он не снимает конфликта интересов государства и собственного бизнеса. Думаю, поэтому никакой западный фонд/авторитетный банк с именем, не готов взять на себя риски и ответственность такого траста.

Андрей Герус, исполнительный директор инвестиционной компании Concorde Capital

Оригинал