В школу с шести или семи лет: как проверить готовность ребенка

Комментарии:

Психологи уверяют, что шестилеток, умеющих концентрироваться на учебном процессе без ущерба здоровью, не более 0,5 процента

По словам экспертов, шестилеток, умеющих концентрироваться на учебном процессе без ущерба здоровью, не более 0,5 процента. Поэтому нужно очень тщательно взвесить «за» и «против» раннего поступления в школу. В этом помогут тесты.

Психологическая готовность ребенка

Первый тест - психологическая готовность ребенка к обучению. Его проводит школьный психолог, и, кстати, тест является законным. А отображается - в физической зрелости ребенка, так как по ней можно судить о зрелости нервной системы. Ведь первоклашке необходимо будет удерживать внимание три-четыре часа, а затем еще выполнять домашние задания. Поэтому если он не готов психологически, то вечером из-за перегрузок обеспечены капризы, слезы, неуправляемость.
Вот почему нервы у будущего первоклашки должны быть, что называется, железными. И хотя современная система образования допускает прием в первый класс с шести лет, специалисты в один голос утверждают: детей, готовых к школьным нагрузкам в таком возрасте, единицы.
«За мою многолетнюю практику в школе я могу сказать, что таких шестилеток - не более 0,5%, - говорит психолог Елена Лукьяненко. - Потому лучше все же отвести ребенка в первый класс ближе к семи годам. Вы потеряете год учебы, но убережете ребенка от неврологических проблем, вероятность которых весьма высока».
«Законными причинами для отказа к зачислению в первый класс могут стать: чрезмерная игривость ребенка, недостаточная самостоятельность, гиперактивность, плохая координация движений, задержка разговорных навыков (не выговаривает буквы, не может повторять длинные слова), недостаточная биологическая зрелость (восприимчивость к стрессам или болезненность) - все это определяет школьный психолог, - рассказывает детский психолог Ирина Малинина. - Низкий уровень знаний об окружающем мире, природных явлений, элементарных математических понятий, изображений и
т. д. также является законным поводом для отказа к зачислению в первый класс».

Школьнозначимые и психофизические функции

Второй тест - определение у ребенка школьнозначимых и психофизических функций. Их проверяет школьный психолог, и этот вид тестирования также является обязательным.
«По результатам этого тестирования можно определить, насколько хорошо ребенок ориентируется в окружающем мире, хорошо ли он усвоил программу детского сада и насколько легко ему будет выполнять задания первого класса, а они сейчас достаточно сложные, - говорит Ирина Малинина, школьный психолог. - Кроме этого, у ребенка должно быть ярко выраженное желание учиться: он должен аргументированно ответить на вопросы о том, зачем надо ходить в школу и что ему это даст в будущем».
Все задания ребенок должен выполнять с интересом, охотно идти на контакт с психологом, иметь представление об окружающей среде: знать, в какой стране и каком городе он живет, свой адрес; назвать свои фамилию, имя, отчество, ФИО родителей; разбираться в названиях растений и животных, элементарных природных явлениях; называть времена года, месяцы, дни недели и прочее.
Тест на координацию (в системе глаз - рука) «скопируй домик»
Дайте ребенку несложную картинку с нарисованным домиком, но чтобы в нем были мелкие детали: окна, дверь, ступеньки, узоры, труба, дым из нее и т. д. Попросите ребенка его перерисовать. Посмотрите на результат.
Слабый уровень - рисунок увеличен больше, чем в два раза. Отсутствуют более трех указанных деталей (к примеру, окно, труба, дверь). Свои ошибки не признает;
средний уровень - рисунок перерисован с небольшим увеличением. Отсутствует одна важная деталь. Менее трех разрывов линий, где они должны быть цельными;
хороший уровень - рисунок скопирован точно. Есть небольшие ошибки в изображении (непропорциональное окно, неточное количество ступенек и т. д.);
высокий уровень - рисунок скопирован точно, есть все элементы изображения, правильное штрихование крыши и т. д.

Тест на восприятие «отыщи квадраты»
Покажите ребенку рисунок, на котором пять квадратов и пять прямоугольников (с немного отличающимися вертикальными или горизонтальными сторонами), попросите найти квадраты.
Слабый уровень - 2 фигуры;
средний уровень - 3 фигуры;
хороший уровень - 4 фигуры;
высокий уровень - 5 фигур.

Тест на оценку фонематического слуха «пиши кружочками»
Надиктуйте ребенку пять слов на украинском языке, так как тестирование будет проводиться на государственном языке. Он должен распознать, сколько в нем букв, изобразив их количество кружочками. Например: «суп» - три кружочка, «вода», «рука», «сік», «зірка», «крапка». Ответы: ОООО, ОООО, ООО, ООООО, ОООООО.
Слабый уровень - правильно две записи;
средний уровень - три записи;
хороший уровень - четыре записи;
высокий уровень - пять записей.

Тест на оценку зрительной памяти «найди близнеца»
Ребенок должен рассмотреть картинки в ряду и найти ту, которая похожа на образец. Например, крайнюю слева.
Слабый уровень - больше 24 секунд;
средний уровень - меньше 16 секунд;
хороший уровень - 9-12 секунд;
высокий уровень - до 8 секунд.

Таких картинок в разных вариациях на тестировании, как правило, пять. Тогда и время выполнения задания необходимо увеличить в пять раз. Вы можете сами их прорисовать: с цветами, точками и т. д.

Тест на оценку памяти «повтори слова»
Прочитайте ребенку десять слов: «стіл», «зошит», «годинник», «кінь», «брат», «яблуко», «собака», «лампа», «вогонь», «м’яч».
Попросите повторить слова в любом порядке. Зафиксируйте первый результат. Повторите тест пять раз, зачитывая в последующие разы только те слова, которые ребенок не назвал, и фиксируя каждый следующий результат. При хорошей кратковременной памяти ребенок не только не забывает ранее прочитанные слова, но и называет новые.
Слабый уровень: первый раз - 2 слова, последний - до 5 слов;
средний уровень: первый раз - 3-4 слова, последний - 7 слов;
хороший уровень: первый раз - 5-6 слов, последний - 8 слов;
высокий уровень: первый раз - 7-10 слов, последний - 9-10 слов.

Тест на словесно-логическое мышление «ответь на вопрос»
1) Кто из животных больше - конь или собака?
2) Утром люди завтракают или ужинают?
3) Днем светло или темно?
4) Небо голубое, а трава - ... (зеленая)
5) Черешня, груши, сливы, яблоки - что это? (ягоды и фрукты)
6) Почему, когда едет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы преградить дорогу авто и пешеходам на переезде)
7) Киев, Харьков, Николаев - что это? (города Украины)
8) Который час?
9) Маленькая корова - теленок, маленькая собака - это … (щенок)
10) На кого больше похожа собака - на кошку или на курицу? (минимум два признака)
11) Зачем авто тормоза? (чтобы вовремя остановить его)
12) Чем похожи молоток и топор? (инструменты, есть деревянная ручка)
13) Что общего между белкой и кошкой? (минимум два признака)
14) Чем отличаются гвоздь и винт? (гвоздь гладкий, и его вбивают молотком, винт имеет резьбу, и его вкручивают)
15) Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
16) Назвать виды транспорта (минимум два).
17) Для чего занимаются спортом? (чтобы быть сильным, красивым и т. п.)
18) Почему плохо, если человек не работает? (он не получит зарплату, никто не будет производить хлеб, не будет врачей и т. д.)
19) Зачем на конверте марки? (это означает, что за пересылку заплатили)
20) Отличия старого человека от молодого? (минимум два: внешность, состояние здоровья и т. д.)
Слабый уровень - правильных 5-6 ответов;
средний уровень - правильных 9-10 ответов;
хороший уровень - правильных 11-14 ответов;
высокий уровень - правильных 15-20 ответов.

Как принимают детей в школу: законы Украины

Прием детей в первый класс общеобразовательных школ должен в соответствии с приказом министерства образования и науки №204 от 07.04.2005 «О приеме детей в первый класс общеобразовательных учебных заведений» проходить без конкурса. Таковой допускается лишь в лицеях и гимназиях согласно приказу №389 от 19.06.2003 «Инструкции о порядке конкурсного приема детей (учеников, воспитанников) в гимназии, лицеи, коллегиумы, специализированные школы (школы-интернаты)».

(Печатается с продолжением)