Аркадия Шайхета за его фото Клары Цеткин в нижнем белье арестовал НКВД

Комментарии:

В объективе фотографа побывала вся сталинская верхушка

Знаменитые николаевцы

Фотограф Аркадий Шайхет родился в Николаеве в 1898 году в небогатой семье. Его отец развозил пиво, а мать шила шляпы. Мальчик закончил четыре класса школы. Образовательный ценз по национальному признаку позволял только одному ребенку в еврейской семье получить среднее образование.
В 12 лет Шайхет устроился подручным слесаря на Николаевский судостроительный завод. Когда началась Первая мировая война, Аркадий отправился на фронт. Служил в духовом оркестре, пока не заболел тифом. После окончания войны будущий фотограф отправился в Москву. Шел 1922 год.
Первая же работа, на которую удалось устроиться Шайхету, определила всю его дальнейшую жизнь. Он пошел работать в фотостудию с громким названием «Рембрандт», которая располагалась на Сретенке. Может быть, так и протекала бы его жизнь в задней комнатушке ателье за столом ретушера, если бы не случай. Один опытный журналист посоветовал ему перейти на фоторепортаж... Первые снимки  Шайхета появились в популярной у москвичей «Рабочей газете».
Вскоре фотографии Шайхета стали появляться в каждом номере «Советского фото». А в 1925 году знаменитый редактор Михаил Кольцов пригласил фотографа в журнал «Огонек». Кстати, для этой  редакции  был куплен самолет, который позволял репортерам успевать на важные мероприятия в любой точке огромной страны. В 1926 году на открытии Шатурской ГРЭС Шайхет сделал один из своих самых знаменитых снимков - «Лампочку Ильича»  - он был даже помещен в буквари 30-х годов.
Как пишет его внучка Мария Жотикова-Шайхет, «Архивные фотографии и негативы приходилось уничтожать - состояние архивов тщательно контролировалось. Не стало Рыкова и Бухарина (его Шайхет снимал особенно часто), Зиновьева и Каменева, Радека и Тухачевского - не стало и их изображений. В архиве остались лишь нейтральные фигуры: Луначарский, Киров, Крупская, Горький, Дзержинский, Ярославский. Аркадий Шайхет проявлял и печатал снимки дома. В этом ему помогала вся семья: промывали, накатывали фотографии на стекло, глянцевали, обрезали, занимались ретушью.
Впрочем, работа в «Огоньке» не всегда была сплошным праздником - Шайхету пришлось провести четыре месяца на Лубянке. Как-то, фотографируя Клару Цеткин, он порвал и выбросил неудачный снимок, на котором из-под платья революционерки виднелась нижняя юбка. Кто-то склеил порванный отпечаток и с комментариями «Вот как фоторепортеры снимают вождей мировой революции» отправил куда следует. Шайхета арестовали и, если бы не заступничество всесильного Михаила Кольцова, эта история могла бы закончиться весьма трагически...
Сам Кольцов стал жертвой сталинизма. В 1938 году его отозвали из Испании, где он был спецкором газеты «Правда», арестовали и в 1940 году расстреляли как «шпиона и  троцкиста».
Что касается Шайхета, то войну он прошел фронтовым фотокорреспондентом. Затем вернулся в «Огонек». Он много работал, часто выставлялся, но возраст и две войны подорвали его здоровье - у фотографа обострилась полученная в молодости болезнь. Он перенес три инфаркта и в 1959 году во время съемки скончался от сердечного приступа.