Потребители получили больше прав защитить себя при покупках через интернет

Комментарии:

Жульничество во время онлайн-продаж канет в Лету

Закон «Об электронной коммерции», который 3 сентября приняла Верховная Рада и который ввел единые правила для торговли в интернете, является очередным шагом законодателя по урегулированию интернет-коммерции, - отмечают юристы ЮК Prove Group.
Самым главным является нововведение, которое устанавливает, что права покупателей в интернете благодаря этому закону уравнялись с правами тех, кто привык осуществлять покупки традиционным способом (хотя и с некоторыми особенностями). В качестве доказательства будут приниматься только те электронные документы, оформленные в интернете, которые содержат все необходимые реквизиты, указанные в законе.
«Важно также то, что в силу положений Закона, электронные документы являются надлежащим условием подтверждения заключения сделки, что позволит их использовать как первичную документацию и упростит ведение бухгалтерской отчетности для предпринимателей, ведущих деятельность в интернете», - комментирует старший юрист Антон Каганец.
Современные информационные технологии уже давно позволяют приобретать товары и услуги в интернет-магазинах с помощью заполнения специальной формы на веб-сайте. В Украине же теперь заключенная таким образом сделка будет приравниваться к письменной форме (кроме некоторых исключений). Также оформить сделку можно будет с помощью письма с уведомлением о принятии предложений продавца, если в предложении к заключению сделки указаны все ее существенные условия. При этом договор можно подписать как с помощью электронно-цифровой подписи, так и используя одноразовый идентификатор - буквенно-цифровой код, который отправляется покупателю на мобильный телефон или на электронную почту, то есть получать специально электронно-цифровую подпись не нужно.
Хотя закон предусматривает возможность отправки предложений к заключению сделки потенциальным покупателям, он также содержит механизм для предупреждения неконтролируемой рассылки спама. Так, при получении электронного коммерческого предложения лицо должно иметь возможность отказаться от получения сообщений от продавца в дальнейшем. Хотя объективно, вряд ли это спасет от спама.
Позитивным моментом является четкая регламентация перечня информации о продавце, которая должна быть доступна в сети интернет. Такие данные необходимо размещать в открытом доступе для идентификации ответственного лица в случае возникновения спорных ситуаций.
Положения нового закона не распространяются на продавцов, которые осуществляют торговлю без регистрации юридического лица или статуса физического лица-предпринимателя (например, продажа через социальную сеть «Инстаграм» или доски объявлений).
«При всех преимуществах нового Закона, он вызывает опасения как среди продавцов, так и покупателей. Довольно подробная регламентация правил ведения интернет-торговли возлагает на предпринимателей дополнительные требования. При этом, консервативные покупатели, которые отказываются следовать веяниям технологий и не признают интернет-коммерцию, опасаются невозможности отстоять свои права в судебном порядке. Кроме того, важно, по какому пути пойдет судебная практика при рассмотрении споров, связанных с данным видом торговли», - резюмировал Каганец.