Тайная миссия генерала Нечволодова

Комментарии:

Командир 58-го Прагского полка, издал в Николаеве книгу, которая в потрясла всю империю

В феврале 1907 года командиром 58-го пехотного Прагского полка в Николаев был назначен 43-летний Александр   Нечволодов. Кто же он, живший в нашем городе человек, командир?
Читаем о нем и восхищаемся. Генерал-майор, известный экономист, большой любитель и знаток истории, родившийся в семье дворянина Екатеринославской губернии. Окончил военную гимназию в Петербурге, выдержав офицерский экзамен при Главном управлении военных учебных заведений. В Николаевской академии Генерального штаба учился отлично и окончил ее по первому разряду.
Далее была служба командиром роты, командиром батальона, старшим адъютантом штаба 4-й пехотной дивизии, состоял для поручений при штабе 6-го армейского корпуса, исполнял должность штаб-офицера для поручений при штабе Кавказского военного округа. Был начальником строевого отдела штаба Варшавской крепости. Позже назначается штаб-офицером при управлении 48-й пехотной резервной бригады. С 29 ноября 1903 года служил военным агентом в Корее.
Русско-японская война застала Нечволодова в Порт-Артуре на пути к месту назначения. С начала боевых действий поступил в распоряжение наместника царя на Дальнем Востоке, где находился до конца сентября 1905 года. Далее прикомандирован к Главному штабу. А потом был Николаев и командование любимымим 58-м Прагским полком.
Интересным и поучительным является тот факт, что накануне прибытия Александра Дмитриевича в полк нижние чины из-за плохой пищи отказались от обеда. Разобравшись в ситуации, новый командир устранил причины недовольства солдат. С первого дня пребывания в полку, он  уделял большое внимание состоянию морального духа, нравственному и патриотическому воспитанию личного состава. А видел Александр Дмитриевич воспитание, прежде всего, в пробуждении осознанного уважения и любви к своей земле, ее истории.
Под руководством Нечволодова, с целью духовно-нравственного просвещения солдат и оказания помощи их семьям, при полковой церкви было создано Свято-Никольское братство, а для желающих открыты сельскохозяйственные курсы и обустроено опытное поле.
«Теперь в местах, где раньше поднимались тучи песка, нижние чины обучаются уходу за хлебными растениями, приобретают те знания, которые им будут необходимы в их родной деревне», - писал командир 15-й пехотной дивизии генерал Безрадецкий.
Кроме того, дважды в неделю по вечерам Александр Дмитриевич проводил в казармах с солдатами беседы «на темы из истории». В них участвовали и офицеры полка, вначале по приказу, а потом - добровольно, с удовольствием.
Пребывая в нашем замечательном крае, Александр Дмитриевич постоянно изучал его. Новые знания ложились в основу лекций-встреч. Кроме теоретических занятий, генерал проводил и тематические экскурсии для изучения истории  николаевского  края.
В докладе Нечволодова военному министру читаем: «В середине августа 1908 года я не только сам посетил раскопки Ольвии, но и совершил из Николаева 45-верстный поход с полком, чтобы ознакомить нижних чинов с раскопками. Экскурсию проводил сам Борис Владимирович Фармаковский».
Фармаковский - известный специалист по античной археологии и искусству, археологии Северного Причерноморья, член-корреспондент Академии наук (с 1914 года). С 1901 по 1915 и с 1924 по 1926 годы проводил систематические раскопки древнего города Ольвия и его некрополя. Его исследования позволили определить границы города, его топографию, планировку, систему обороны, характер городского строительства, выделить типы захоронений. Научные отчеты о раскопках, исследования различных групп археологических материалов, первый путеводитель по Ольвии, явились крупным вкладом в отечественное и мировое историческое наследие.
Путешествия по Северному Причерноморью, занятия, проводимые в Николаеве, скорее всего, и навели Александра Нечволодова на мысль написать книгу по истории.
23 мая 1909 года вышел в свет первый труд «Сказания о Русской земле с древнейших времен, до расцвета могущества при Ярославе Мудром». Книга была издана в николаевской типографии братьев Белолипских тиражом шесть тысяч экземпляров. Выручка от издания книги Александр Дмитриевич отдал в доход Свято-Никольского братства.
Судьба этой книги оказалась просто фееричной. Ознакомившись со «Сказанием», император Николай II поручил автору разработать более обширный труд, составить «общедоступную историю». Император дал прикладной туристско-краеведческий совет, - «следующее издание возможно полнее украсить рисунками», - что автор и сделал.
В 1913 году работа была завершена. Книга получила высочайшую оценку в официальных кругах. Она состояла из четырех частей: 1800 страниц с 1500 чудесными рисунками и познавательными схемами.
Правительство издало специальный циркуляр, способствующий самому широкому распространению этого исторического труда. В нем подчеркивалось, что с книгой должны быть знакомы все священники, офицеры армии и флота, народные учителя.
В Николаевском областном краеведческом музее ныне хранится такая книга с дарственной подписью: «Дорогим Прагцам от горячо любящего старого командира-автора».
А военные карьерные дороги уводят Нечволодова из Николаева. Перед Первой мировой войной он выполняет секретную миссию в Скандинавии. С мая 1915 года служит в звании генерал-лейтенанта в Генеральном штабе. После революции Александр Дмитриевич участвует в Белом движении. После гражданской войны оказывается в эмиграции во Франции, в Париже, где занимается экономической теорией. Широкую известность получили его книги «От разорения - к достатку» и «Русские деньги». В них Нечволодов исследует «главнейшую причину наших современных бедствий» и показывает «в чем заключается тайна могущества всемирных ростовщиков, так искусно опутавших своими невидимыми сетями все трудящееся человечество».
Умер Александр Дмитриевич Нечволодов в Париже и похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа.
В романе «Август четырнадцатого года» Александр Солженицын рассказывает об участии Нечволодова в Первой мировой войне. Ему посвящены несколько глав романа. В мемуарах «Очерки русской смуты» генерал  Деникин несколько раз вспоминает о Нечволодове в период революции и гражданской войны.
...На улице отпускное лето. Самое время почитать толстые романы. А дороги позовут нас по тем местам, которые веками восхищали замечательных людей, написавших своими жизнями историю нашего удивительного края. Будет счастьем вспомнить их имена, вместе обсудить насущные проблемы, укрепить здоровье тела, а главное, духа.