Белобережье Святослава: рай, утопающий в мусоре

Комментарии:

Национальный парк на Кинбурне всеми доступными способами пытается избавиться от массовых свалок

Из рассказов старшего поколения мы знаем, что в начале 60-х годов Кинбурнский полуостров и Черноморское побережье возле села Коблево были очень похожи. Душистая песчаная степь, прозрачные озера, дивные птицы. Глоток гармонии с природой в суете повседневности... Люди любили эти места. Но со временем окрестности Коблево стали застраивать базами отдыха, аттракционами, ресторанами и рынками. Сегодня Коблево - это развитая, удобная для человека инфраcтруктура с чахлой зеленью и тротуарной плиткой. И уже кажется, что так было всегда.
Дикая природа ушла отсюда, но еще осталась на Кинбурне. Именно здесь, благодаря созданию в 2009 году Национального природного парка «Белобережье Святослава», удалось сохранить уникальные ландшафты, где гармонично сочетаются чистый воздух, море и озера, бескрайние степи, самое большое в мире поле наземных орхидей, величественные дубы, а еще возможность наблюдать птиц и диких зверей в их естественном ореоле обитания. Как сохранить первозданную природу Кинбурнской косы, корреспондент «Николаевских новостей» расспрашивала у директора Национального парка «Белобережье Святослава» Юрия Козловского.
- Юрий Иванович, не утихают разговоры о том, что Кинбурнская коса и особенно ее пограничные районы между населенными пунктами и Национальным парком буквально утопают в свалках мусора.
- Проблема этих свалок существует уже двадцать лет. Ведь на территории Косы не предусмотрен и не оборудован полигон для накопления и утилизации твердых бытовых отходов. Поэтому жители прилегающих к парковой зоне сел Покровка, Покровское и Васильевка предпочитают сносить мусор на территорию, принадлежащую Очаковскому лесхозу. На сегодня у сельсовета нет договоров ни с одним из коммунальных предприятий Николаевской области на вывоз мусора и утилизацию. Дело в том, что в полномочия администрации Национального парка не входит обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов с территории лесхоза. Мы не коммунальное предприятие, и в нашем бюджете не предусмотрены и не профинансированы подобные услуги. Поэтому мы вот что сделали. На Кинбурнской косе начали программу сбора и раздельной сортировки мусора. 70 процентов отходов - это пластик и стекло. Не дожидаясь денег от государства, мы своими силами прессуем пластик, уменьшая его в объеме в несколько раз. Переводим пластик из категории «мусор» в категорию «вторсырье». Мы не везем его на полигон бытовых отходов в Голую Пристань или Очаков, а передаем на переработку предпринимателям, с которыми у нас есть договоренности.
Привлекаем селян, спонсоров и волонтеров к участию в различных мероприятиях по уборке и сортировке мусора. В прошлом году состоялись акции «Зробимо Україну чистою», «День Черного моря». Тогда мы вывезли с территории Косы более 350 кубометров мусора и 200 кубометров вторсырья. На этих акциях я не увидел ни одного члена «Центра антикоррупционных расследований», которые больше всех критиковали деятельность администрации Национального парка и возмущались величиной мусорной свалки.
Очистка Кинбурнской косы не останавливается. В этом году мы заключили договор о сотрудничестве с центром ресоциализации наркозависимых «Джерело». Молодые люди работают в рекреационной зоне Национального парка, помогают с уборкой территории, сбором и сортировкой мусора, упаковкой его в пластиковые пакеты. Ведем переговоры с дирекциями баз отдыха «Ракета-2», принадлежащей ГП НПКГ«Зоря»-«Машпроект», и «Пеликан» о совместном вывозе мусора с территории Косы.
- Ежегодно проходит экологическая регата памяти Сергея Шаповалова «Кубок Кинбурнской косы». Что для Кинбурна значат эти соревнования?
- Участники регаты популяризируют отдых на Кинбурне. Главной задачей регаты является привлечение внимания к состоянию экологии в Николаевской области, к необходимости сохранения чистоты заповедных мест. Перед началом нынешней регаты я встречался с ее организаторами. Говорили об утилизации мусора. Ведь за время двухдневного морского перехода на яхтах скапливаются бытовые отходы, которые члены экипажей не выбрасывают в море, а доставляют на Кинбурн. Было принято решение, что неорганические отходы, стекло и пластик яхтсмены вывезут самостоятельно, а за утилизацию пищевых отходов заплатят администрации Национального парка.
- Юрий Иванович, какова сегодня ситуация с распаеванием земель на Кинбурнской косе?
- Напомню, острой проблемой для Национального природного парка стало распаевание в 2009 году земель рыбколхоза «Свідомість», расположенных в водоохранной зоне. Каждый член рыбколхоза получил госактов в общем на 14,18 гектара. Всего 74 человека получили паи. Разрешения выдавала Очаковская райгосадминистрация для ведения товарного сельскохозяйственного производства, то есть земельные участки должны использоваться как сенокосы и пастбища. Среди пайщиков есть жители, которые живут в 20 километрах от своего участка, поэтому возникает вопрос, зачем им выпасать свой скот так далеко? Я считаю, что селянам нужно было найти и выделить участки сенокосов и пастбищ, а не приморских территорий, которые были им отданы. И действительно, если вы побываете на распаеванных землях, то убедитесь, что они не похожи на пастбища, да и скота там не наблюдается. Скорее всего, хотели землю получить ближе к морю в надежде, что в будущем можно будет изменить целевое назначение, перепрофилировать, построить что-то. По нашим данным, уже сейчас есть попытки перевода земель из разряда сельскохозяйственных в рекреационные.
Для справки: перегружать пески Кинбурна нельзя. Строительство туристических баз, многоэтажных объектов приведет к разрушению экосистемы полуострова. Здесь нет коммуникационных сооружений. Воду, которую пьют жители Кинбурна, добывают на глубине семи метров. Попадание в песчаную почву химических реагентов и смесей, строительных отходов неминуемо приведет к загрязнению питьевой воды, а далее - к санитарной и эпидемиологической катастрофе! Кроме того, как показала практика, 50 процентов твердых бытовых отходов несанкционированных свалок составляет строительный мусор. И далеко не бедные люди, ведущие строительство на Косе, не находят денег для вывоза мусора...
- Юрий Иванович, вы за или против туризма на Кинбурнской косе?
- В планах дирекции парка «Белобережье Святослава» создание рекреационной зоны в виде украинской сельской усадьбы. Для ее строительства планируется использовать минимальное количество камня, чтобы не допустить повышенной нагрузки на песчаную поверхность Косы. Ведь цель нашего Национального парка - сохранение степного ландшафта, а не его разрушение. Каждый квадратный метр степи надо оберегать. Я противник застройки. И уверен, что предпочтение надо отдавать «зеленому туризму», рассчитанному на недолгое пребывание отдыхающих. Для стационарного отдыха достаточно баз и санаториев в Очакове.
- Заговорили о передаче Кинбурнской косы под юрисдикцию Херсонской облгосадминистрации.
- Полагаю, что Коса должна остаться частью Николаевской области. Понятно, что в зимнее время жителям Кинбурна для решения каких-то административных вопросов легче добраться в Голую Пристань, чем в Очаков. Отдам должное Херсонской облгосадминистрации - она поддерживает Национальные парки. Но все же я думаю, что более правильным будет создание административных служб в населенных пунктах полуострова, чем передача черноморской жемчужины в другой регион.
Юрий Козловский родом из Очакова. Большую часть своей жизни провел на Косе. Относится к ней не как к месту работы, а как к родному дому. Судьба Кинбурна небезразлична ему, и он делает все, чтобы сохранить это уникальное место.