Артиллерист батальона «Феникс» рассказал будущим солдатам, сколько ему платят в зоне АТО

Комментарии:

Сын священника, он отдал свой дом многодетной семье переселенцев из Донетчины, оставил свой социально ориентированный бизнес, собственную семью, трех маленьких детей и пошел в армию.

Уже 8 месяцев 34-летний руководитель единственного в Николаевской области предприятия инвалидов «Літопис» служит артиллеристом в батальоне «Феникс» 79-й отдельной аэромобильной бригады. Через свою страницу в Фейсбуке он обратился к военнообязанным 4-й волны мобилизации и на собственном примере подробно рассказал о службе в армии, о быте на передовой, а также опроверг определенные «страшилки», которые гуляют среди потенциальных призывников. Илья Шполянский - собеседник корреспондента Укринформа.

- Вы один из немногих участников боевых действий, который по собственной инициативе обратился к тем, кто сейчас готовится к мобилизации, и рассказал им о настоящих армейских буднях. Это очень важно.

- Да, я через Фейсбук обратился к мужчинам, которые сейчас могут быть мобилизованы, и пытался им из собственного опыта рассказать, что на самом деле в армии не так страшно, как некоторые пытаются это представить. До мобилизации меня также беспокоили эти вопросы. Но армия меняется в лучшую сторону. Несмотря на это, телевидение и Интернет навязывают ложное убеждение, что армия голая и босая, мол, все необходимое нужно покупать за свои деньги.

Действительно, такая ситуация была еще год назад. Сейчас снабжение армии существенно улучшилось, хотя оно и далеко еще от совершенства. С другой стороны, волонтерская помощь столь массовая, что я не знаю бойцов как в наших подразделениях, так и в других, которые бы в чем-то остро нуждались. Уже всем выдают каски и бронежилеты (весьма приличного качества), форму, нормальную обувь. За всю зимнюю кампанию я не встречал ни одного случая обморожения, хотя и провели мы ее в блиндажах на передовой. С питанием тоже проблем нет, армейский рацион хоть и не сильно разнообразный, но сытный. Хлеб, консервы, картофель всегда. Сухого пайка есть с запасом. У некоторых из нас он остался еще с ноября - когда его выдали. Просто не было потребности в нем. Опять же, волонтерская помощь очень прилично дополняет наши рационы. Более того, часто мы имеем возможность делиться едой с местными жителями, которые действительно голодают.

- Еще одна нынешняя «страшилка», что на передовую отправляют без надлежащей подготовки.

- Перед уходом в армию (кстати, до этого я не служил и не имел к армии никакого отношения) многие знакомые меня этим пугали. В нашем случае все было совсем не так. Месяц мы были на бригадном полигоне, изучали общевойсковые дисциплины, месяц - на артиллерийском, постигая непосредственно работу на гаубицах, и месяц несли боевое дежурство вне зоны АТО. За это время боец получает достаточно практических и теоретических знаний для участия в боевых действиях. Кроме того, месяца-двух вполне хватает для психологической адаптации в коллективе.

- А сколько вам платят?

- Часто военкомы не могут нормально объяснить мобилизованным условия денежного обеспечения в армии. Скажем, на сегодня в ВДВ (в других родах войск - похожая ситуация - чуть больше или меньше), рядовой боец получает примерно 3400 грн оклада и такую же надбавку за участие в АТО. То есть в сумме - 6800 грн. Зарплата перечисляется на карточку, которую можно оставить родным, и это очень удобно. Кроме того, все, кто проходил службу в АТО, со временем получают статус участника боевых действий, что в дальнейшем предусматривает определенные льготы и возможности.

- Сейчас муссируется мнение, что далеко не все участники АТО получают соответствующий статус, процедура очень затянута.

- Да, вся эта процедура долговременная. Возможно, ее можно было бы и сократить. Но я не думаю, что кому-то умышленно не дают этот статус. Просто надо все досконально проверить. Я считаю, что рано или поздно все нормализуется, и все, кто этого заслуживает, получат должное, не надо паниковать.

- Многих интересует вопрос дедовщины. Люди постарше хорошо помнят службу еще в советской армии, где молодых солдат били, калечили. Как сейчас в действующей армии?

- Могу заверить однозначно: в армии, состоящей из мобилизованных или контрактников, нет дедовщины и неуставных отношений. Мы все здесь, что называется, ходим под Богом. Все понимают, что в любую минуту кого-то может ранить и даже убить. Поэтому ни о какой дедовщине речь не идет априори. Жены и мамы могут быть спокойны в этом вопросе.

Есть другая проблема. Действительно, некоторые бойцы психологически ломаются, но это связано, как правило, только с личной слабостью или вредными привычками (в основном, употреблением алкоголя). Но коллектив чаще всего поддерживает товарищей, и в армейских подразделениях действительно царит атмосфера братства и взаимопомощи.

- Часто приходится слышать, что командование некомпетентное, и на фронте воюют «мясом». Это действительно так?

- Нет, я не могу так сказать. Не исключаю, что и такое бывает на отдельных участках боевых действий. Однако там, где я служу, вижу достаточно высокий уровень взаимодействия между различными родами войск и подразделений. Хорошо налажена связь, реакция на изменяющуюся боевую обстановку всегда была очень быстрой. Действительно, учатся не только солдаты, но и генералы. Отдельно хочу сказать о практически идеально отлаженной системе обеспечения горючим и боеприпасами.

- Сейчас идет четвертая волна мобилизации, и Николаев, к сожалению, не демонстрирует в этом плане хороших показателей. Мужчины не хотят идти в армию. С чем это, по вашему мнению, связано: мало патриотизма или несовершенная система призыва?

- Это комплекс факторов. Прежде всего, по моему мнению, это пассивная позиция военкомов. Многие из потенциальных солдат просто не имеют достоверной информации о службе в армии. Некоторые откровенно боится, кто-то не понимает, что он здесь будет делать. Нужно проводить широкую разъяснительную кампанию. Каждый, кто потенциально может быть мобилизованным, должен знать, в каких условиях он будет служить, чем будет обеспечен, какая зарплата, льготы, соцпакет и так далее. Вместе с повесткой человеку должны предоставлять полную достоверную информацию обо всех плюсах и минусах. Тогда человек будет делать осознанный выбор, знать, на что идет. Те, кто категорически не хочет и боится, здесь не нужны. От них больше проблем, чем пользы.

Люди должны идти в армию осознанно. И неважно, доброволец ты или пришел по повестке. Главное - понимать свое предназначение. В нашем батальоне «Феникс» значительная часть добровольцев, но есть и те, кто был призван по мобилизации. Все служат хорошо. После последнего отпуска весь батальон вернулся в часть - на 100%.

- Вы оставили в гражданской жизни собственный налаженный бизнес, общественную деятельность, семью с тремя маленькими детьми и пошли на войну. Что вас к этому побудило?

- Да, у меня был социально ориентированный бизнес, я занимался волонтерством. Отдал свой дом семье переселенцев из Дзержинска Донецкой области еще летом прошлого года. У них 11 детей, в том числе 2 приемных. Они живут там до сих пор.

Пойти в армию меня побудил ряд факторов. Я некоторое время размышлял, как надо поступить - пойти с оружием защищать Родину или в Николаеве, на своем месте, делать что-то для людей, для переселенцев и для той же армии. Выбрал первое. Подумал, что там я понадоблюсь больше.

- Как сейчас ваше предприятие, не остановилось?

- Там остался мой заместитель. Конечно, все социальные проекты мы приостановили, потому что я сам ими занимался, но предприятие работает, людей не сократили, зарплату платят, даже приобрели новое оборудование. Все нормально. Сейчас там работает 27 человек, из которых 22 - инвалиды.

- Как ваша семья отнеслась к тому, что вы, имея трех маленьких детей, пошли в армию?

- Скажу откровенно, сначала жена не восприняла сам факт моего решения. Но уже через несколько недель все поняла, и сейчас вся семья меня очень поддерживает.

- В наш быт уже вошел такой термин как «боевой стресс». Как вы преодолеваете его там, на передовой?

- По-разному, кто как. Кто-то употребляет алкоголь, когда нет боевых действий, кто-то находит какое-то занятие. Я, например, читаю книги.

- Электронные?

- Да, скачиваю из Интернета. Это помогает.

- А помощь психологов вам нужна? Они у вас вообще есть?

- Хорошие психологи здесь нужны, но это должны быть высококвалифицированные специалисты. Пока я таких у нас не видел. Возможно, они где-то в других подразделениях. Но их явно не хватает.

- Какой настрой на передовой сегодня у вас и ваших побратимов? Сейчас много говорится о новом возможном наступлении врага...

- Думаю, что СМИ немного нагнетают ситуацию. Здесь люди более спокойные, чем там, в тылу. У нас все нормально - спокойно, без нервов мы делаем свою работу. Надо в наступление - пойдем, скажут держать оборону - будем держать. Мы ко всему готовы.

- Спасибо. Мы ждем вас дома живыми-здоровыми!

Алла Мирошниченко, Николаев.