8 июля

Дешевле не станет: главная причина роста цен на продукты - курсовые колебания

Антимонопольный комитет обвинил сети в росте цен

Антимонопольный комитет (АМКУ) ищет виновных в резком росте цен на продукты питания: ведомство потребовало от крупнейших ритейлеров "умерить аппетиты". Продавцы, в свою очередь, открещиваются от обвинений и заявляют, что не имеют отношения к резкому удорожанию продуктов питания. Наценки розницы на так называемых социальных группах товаров – молоке, крупах, сахаре и пр. – минимальны и контролируются государством, поясняют сети.

Рост цен на полках магазинов встревожил АМКУ. Комитет рекомендовал 13 крупнейшим ритейлерам страны снизить расценки до того уровня, когда спрос на продукты питания не был ажиотажным, сказано в официальном сообщении комитета, размещенном на его сайте.

Сети не согласны

Пересмотреть стоимость товаров на полках своих магазинах в течение 10 дней обязаны "Пакко-холдинг" (сети "Пакко", "Вопак"), "Фоззи-Фуд" ("Сільпо", "Фора"), "Фуршет Центр" (сеть "Фуршет"), "Фудмаркет" ("Велика кишеня"), "Билла Украина" (сеть Billa), "ЕКО" (сеть "Еко-маркет"), "АТБ-маркет" (сеть "АТБ"), "Метро Кеш энд Керрі – Украина" (сеть Metro), "Ашан Украина Гипермаркет" (сеть "Ашан"), "Омега" (сеть Varus), "Таврия Плюс" (сеть "Космос"), "Таврия - В" (сеть "Таврия") и "ТМ "Барвинок" (сеть "Барвінок").

В Антимонопольном комитете утверждают, что активнее всего цены на продукты питания росли с 21 по 28 февраля. Именно в этот период из-за резкого роста курса практически до 40 грн за доллар поставщики не могли сформировать свои прайсы и временно приостановили поставки. Покупатели же, опасаясь дальнейшего удорожания, сметали с полок магазинов товары длительного пользования: крупы, сахар, макароны, муку, подсолнечное мало и консервы.

Как сказано в заявлении комитета, в этот период стоимость продуктов на полках магазинов росла гораздо быстрее, чем у производителей. Например, закупочные цены на гречку увеличились на 16%, а на полках магазинов – на 39%. Мука у производителей подорожала на 58%, а в рознице – на 70%. Цены на соль практически не изменились, зато в торговых точках они увеличились примерно на 13%. "Средняя наценка между закупочной и розничной ценой на некоторые продовольственные группы товаров в период повышенного спроса выросла более чем на 50%", – сказано в сообщении АМКУ.

Ритейлеры свою вину отрицают. Совладелец сети "Фуршет" Игорь Баленко рассказывает, что в продовольственных магазинах наценки не менялись. "Сетям невыгодно это делать, поскольку они могут потерять покупателей. Более того, некоторые группы товаров мы предлагаем по минимальной цене, чтобы привлечь клиентов", – поясняет он. Солидарен с ним и совладелец сетей "Космос" и "Таврия-В" Борис Музалев, по информации которого, конкуренция между сетями уже настолько жесткая, что никто из них не рискнет задирать цены. Иначе может лишиться покупателей. Более того, розничная наценка на социальные группы товаров регулируется государством и не может превышать 15%. "На многие продукты она составляет 10-12%. Если мы не будем соблюдать эти правила, то нас оштрафуют", – заметил Игорь Баленко.

Дело заглохнет

Недовольство АМКУ можно понять. По данным Государственной службы статистики, инфляция в Украине в феврале 2015 года составила 5,3%, тогда как на протяжении нескольких предыдущих месяцев – 1,9-3,1%. В годовом измерении базовая инфляция составила 34,5%, что выше прогноза Кабмина. Правительство ожидает, что итогам 2015 г. цены на товары и услуги вырастут на 26,1%.

Главная же причина роста цен на продукты питания – это курсовые колебания. Многие производители приобретают иностранное оборудование, комплектующие и ингредиенты для выпуска товаров. Из-за курсовых колебаний подорожало топливо. Все это они закладывают в себестоимость.

Сети не понесут наказание, считает директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. "Ритейлеры, вероятнее всего, отреагируют на это сообщением, что на сегодня все соответствует периоду до ажиотажа. АМКУ проверит ряд магазинов и на этом все закончится", – считает он. С одной стороны, это связано с начавшимся удешевлением продуктов питания, что связано со стабилизацией курса. Игорь Баленко говорит, что если в период ажиотажа цены на сахар доходили до 18 грн, то сейчас снизились до 11,5-12 грн за килограмм. С другой стороны, комитет вряд ли захочет проводить новое расследование, добавляет Алексей Дорошенко. "Оно будет длиться от полугода до года. Результат будет еще долго обсуждаться с торговыми сетями, а решение по нему может быть вынесено не ранее конца 2016 года. Вряд ли кому-то это реально нужно", – отмечает Дорошенко. Он добавляет, что подобная ситуация уже наблюдалась и касалась картельного сговора ритейлеров.

Расследование против 14 крупнейших украинских ритейлеров, таких как АТБ, "Ашан", "Велика кишеня", "Сільпо", METRO, Billa и пр., началось в 2012 г. Тогда АМКУ установило, что в 2010-2011 гг. сети повысили цены на продукты питания на 22-38%, но индекс потребительских цен за этот же период вырос не так значительно — всего на 13,5%. Как результат, АМКУ обвинил ритейлеров в картельном сговоре, а сами сети координировали свои действия при помощи исследовательской компании AC Nielsen. Несмотря на громкие заявления, штрафы сетям так и не были выписаны. В конце прошлого года АМКУ инициировал разработку Кодекса честного поведения сетей, над которым стороны до сих пор работают.

Андрей Корнеев, 112.ua

Просмотров:
comments powered by HyperComments