Что такое американские HMMWV и для чего они Украине

Комментарии:

Эти броневики уже знакомы украинской армии. Первая партия таких автомобилей поступила на вооружение ВС Украины еще в 2000-х

Вчера в Украину прибыла первая партия (20 автомобилей) американских военных HMMWV, или Humvee. Планируется, что эти бронированные автомобили будут переданы высокомобильным подразделениям. 112.ua предлагает разобраться, что такое HMMWV и для чего они Украине.

HMMWV (сокращение от High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle — "высокоподвижное многоцелевое колесное транспортное средство", читается как "Хамви") — это американский армейский вездеход, стоящий на вооружении в основном в ВС США, а также вооруженных сил и гражданских служб некоторых других стран. Автомобиль обладает высокой проходимостью, пригоден к транспортировке по воздуху и десантированию. Для людей невоенных более знакомо название Hummer ("Хаммер") - гражданский вариант автомобиля. История создания В 1970-х годах Соединенные Штаты пришли к выводу, что милитаризированные гражданские грузовики не удовлетворяют требованиям военнослужащих. В 1977 г. компания Lamborghini разработала модель Cheetah, удовлетворяющую требованиям спецификации военнослужащих. Конкурс на "высокоподвижное многоцелевое колесное транспортное средство" Пентагон объявил в 1979 г. В июле того же года к участию в конкурсе был допущен AM General. Также в конкурсе участвовали Chrysler Defense и Teledyne Continental (c машиной Lamborghini Cheetah) Рабочий прототип вездехода XM966 в июле 1980 г. прошел первые испытания в пустыне Невада на полигоне Nevada Automotive Test Center. В 1980 г. были созданы другие машины, включая модели M1025 и M1026. Всего в 1980 г. было произведено свыше 500 автомобилей.

К началу 1981 г. каждый образец прошел около 17 тыс. миль. В апреле 1982 г. претенденты изготовили опытные партии своих машин для проведения финальных испытаний. Автомобили поступили в полное распоряжение армии США на пять месяцев. После доводочных испытаний 22 марта 1983 г. с AM General был заключен контракт, предусматривающий производство 55 тысяч машин в течение 5 лет. Оптовая цена составила около 22 тыс. долл. Серийное производство началось в январе 1985 г. на заводе компании AM General в штате Индиана. Форт Льюис, Вашингтон, и 9-я пехотная дивизия имели испытательные стенды HMMWV для их апробации в рамках новой концепции противостояния российским частям моторизованной пехоты. Тренировочный Центр в Якима в штате Вашингтон являлся основным полигоном для испытания HMMWV в период с 1985 по декабрь 1991 гг., когда моторизированная концепция была отменена, а дивизия расформирована. В 1989 г. HMMWV были впервые испытаны при проведении операции Just Cause во время вторжения американских войск в Панаму.

HMMWV в США заменил не только внедорожники М151, но и целый ряд грузовиков (М274, М561, М880). Одним из основных требований заказчика была способность к уверенному движению по танковому следу, что и объясняет широкую колею (1829 мм) и ширину кузова. В роли силового агрегата первоначально выступал бензиновый V-образный восьмицилиндровый двигатель Chevrolet рабочим объемом 5737 см?, но вскоре его заменили на более тяговитый и экономичный дизельный Detroit Diesel, а в 1996 г. появилась его версия с турбонаддувом. Со времени принятия на вооружение вооруженными силами США в 1980-х на базе Humvee были созданы: основной военный автомобиль, легкий грузовик, автомобиль скорой помощи, мобильные РЛС и ЗРК, инженерные и бронированные машины и т. д. – всего более 20 модификаций.

После начала войны в Персидском заливе многие небедные люди выразили желание приобрести себе такую "игрушку", и AM General в 1992 г. объявила о выходе на рынок гражданской версии Humvee. Почти сразу же название поменяли на более агрессивное — HUMMER. В 1999 г. AM General продает права на марку Hummer концерну General Motors. Было заключено соглашение, согласно которому GM получил права на бренд Hummer и право сбыта и распространения гражданского варианта внедорожника, a AM General сохранил право на продажу военных модификаций.

Вездеходы Humvee стали основным средством передвижения войск США повсюду в мире. Свыше 10 тыс. машин поступили на службу коалиционным войскам при проведении операции "Свобода Ирака" в 2003 г.

Боевое применение

Первоначально HMMWV рассматривался в качестве средства доставки пехоты к линии фронта, но не как боевая машина. Подобно предшествующим джипам, основная модель HMMWV не имела бронирования или защиты против ядерного, биологического и химического оружия. Тем не менее, потери были относительно низкими в традиционных операциях, таких как "Буря в пустыне". Машины и экипажи понесли значительные потери и ущерб вследствие городских стычек в боях за Могадишо. Хотя HMMWV никогда не создавался для обеспечения защиты против пуль от стрелкового оружия, более разрушительного пулеметного огня и реактивных гранат, живучесть шасси позволяла основной части экипажей возвращаться невредимыми. Тем не менее, с появлением асимметричного противостояния и конфликтов низкой интенсивности Hummer начал испытывать прессинг в уличных боях, на которые он не был рассчитан.

После Сомали военные осознали необходимость в более защищенной машине HMMWV, и компания AM General разработала модель M1114, имеющую бронирование от огня стрелкового оружия. Штучное производство данных автомобилей началось в 1996 г., когда они ограниченно применялись на Балканах перед отправкой на Ближний Восток. Эта модификация была усовершенствована до M998 с более крупным, мощным двигателем с турбонаддувом, кондиционированием воздуха и усиленной подвеской. Более того, она получила полное бронирование пассажирского пространства за счет стальных пластин и пуленепробиваемых стекол. С возрастанием случаев прямых атак и партизанской войны в Ираке AM General перевела свои производственные мощности на выпуск именно этих машин.

Технические характеристики

Несмотря на значительные преимущества HMMWV перед джипами раннего поколения, машина не идеальна в качестве бронеавтомобиля или бронетранспортера и поэтому Корпус морской пехоты США в 2007 г. заявил о намерении заменить ее "миноустойчивой" машиной MRAP. Первым базовым автомобилем был вариант M-998 с дизельным двигателем General Motors V8 рабочим объемом 6,2 л. Второе поколение — M-998M2, в котором базовым является шасси M-1097A2 с полностью алюминиевой кабиной (двух- или четырехместной) и открытой платформой. На лонжеронной раме установлен дизельный двигатель V8 GM 6.2L (рабочим объемом 6,2 л, мощностью 160 л. с., позже ставился V8 GM 6.5L мощностью до 195 л. с.) и автоматическая четырехдиапазонная коробка передач с двухступенчатой раздаточной коробкой.

Модель коробки 4L80e имеет промежуточные передачи для снижения нагрузки, которая устанавливалась и устанавливается до сих пор на легкие грузовики Chevrolet Suburban 2500 и отличается своей несравнимой надежностью и проверенной износостойкостью в боевых условиях. Автомобиль оснащен межколесными дифференциалами Torsen повышенного трения, планетарными колесными редукторами, централизованной вентиляцией всех агрегатов, независимой пружинной подвеской, дисковыми вентилируемыми тормозами на всех колёсах (расположены рядом с картером дифференциала), гидроусилителем руля, радиальными шинами размером 12,5R16,5. По заказу комплектуется лебедкой, системой подкачки шин.

Машина неплохо зарекомендовала себя во время операции в Афганистане после событий 11 сентября 2001 г., но по следам войны в Ираке ее накрыла волна критики.

HMMWV оказался очень уязвимым для мин, которые закладывали на дорогах исламские боевики. Получивший повреждения броневик становился легкой мишенью, а тяжелые двери превращались в ловушку для находящихся внутри солдат. При этом военные жаловались, что броня HMMWV недостаточно прочная, и для дополнительной защиты им приходилось срезать куски броневого железа с разбитых машин.

В ответ на уязвимость HMMWV при проведении операции в Ираке для модели M998 был создан комплект "повышенное бронирование" (Up-Armor). Данное нововведение, которое имело несколько типов и итераций, включало бронированные двери с пуленепробиваемым стеклом, боковые и задние броневые панели и баллистические ветрозащитные экраны, которые обеспечивают повышенную защищенность от баллистических угроз и простейших самодельных взрывных устройств. Хотя некоторые части данного комплекта стали доступны до вторжения в 2003 г., они не поступили в достаточном количестве для всех машин.

В декабре 2004 г. министр обороны Дональд Рамсфелд подвергся критике со стороны солдат и их семей, которая заключалась в недостаточной защищенности вездеходов HMMWV. Рамсфелд указал на то, что перед войной броневые комплекты были произведены в небольшом количестве. С началом активного противостояния американских войск и иракских партизан начало производиться больше комплектов защиты, хотя, вероятно, не так много как хотелось бы. Более того, разрабатывались усовершенствованные комплекты. Тем не менее, в то время, как данная защита являлась эффективной против всех типов атак, она весила около 680-1,000 кг и привносила такие же неудобства, как и самодельная броня.

В отличие от схожих по размерам гражданских грузовых вездеходов, которые обычно имеют задние сдвоенные колеса для снижения покачивания, HMMWV обладает одинарными задними колесами, благодаря независимой задней подвеске. Бронирование на большинстве машин "повышенного бронирования" устойчивы против боковых угроз, когда взрыв распространяется во все стороны, однако обнаруживается минимальная защита от разрывов мин со стороны днища, таких как СВУ и земляных мин. Кумулятивная струя также способна пробить защиту, вызывая ранения. Полевые комплекты бронирования включают "Комплект бронирования для улучшения выживаемости" (Armor Survivability Kit — ASK), FRAG 5, FRAG 6, а также усовершенствованную версию для машины M1151.

Один из недостатков HMMWV "повышенной защищенности" прослеживается во время атак или аварий, когда тяжелые бронированные двери стремятся закрыться, оставив солдат внутри.

Член экипажа, управляющий вооружением, установленным на крыше автомобиля, является чрезвычайно уязвимым. В ответ многие вездеходы совместно с основным оружием оборудуются щитом или башней, что схоже с бронетранспортером M113, который в таком виде впервые применялся во Вьетнаме.

Американские военные сейчас оценивают новую форму защиты, разработанную BAE Systems, а также системы, созданные для оперативных частей армии.

Очередной слабостью HMMWV является его размер, который ограничивал применение данной машины в Афганистане, потому что был слишком крупным для большинства видов воздушного транспорта. Размеры также ограничивают возможности ручной буксировки вездехода. Кроме того, войска в Боснии обнаружили широкие автомобильные колеи при возникновении помехи, когда две машины HMMWV не смогли разъехаться по узкой горной дороге.

HMMWV в Украине

По данным газеты USA Today, через четыре года HMMWV в войсках США начнут заменять новые тактические бронеавтомобили, обладающие лучшей защищенностью и маневренностью. Сообщается, что они будут существенно легче HMMWV и смогут передвигаться по узким улочкам ближневосточных городов. Как ожидается, американская армия (сухопутные силы), которая в большей степени использует HMMWV, к 2017 г. сократит количество этих машин (сейчас на ее вооружении 260 тыс.) на 15%.
В настоящее время Соединенные Штаты охотно продают HMMWV своим партнерам на Ближнем Востоке, Молдавии, Грузии и др.

Данные броневики уже знакомы украинской армии. Первая партия таких автомобилей поступила на вооружение ВС Украины еще в 2000-х. По словам украинских военнослужащих, которые эксплуатируют эти полноприводные броневики, у HMMWV хорошо работает гидроусилитель и тормоза, машина быстро набирает разгон и имеет "неубиваемую" автоматическую коробку передач.

Из-за низкого качества дизельного топлива в Украине в автомобиле быстро забиваются фильтры - примерно каждые 4000 тыс. км. Бойцы отмечают, что главная проблема HMMWV в Украине - дефицит запчастей.

Однако на фоне британских Saxon американские HMMWV явно выигрывают по характеристикам и могут восполнить потребности десантников в легкой военной технике. 112.ua по материалам military.com и warinform.ru.