Год без Крыма: кто выиграл, кто проиграл

Комментарии:

Украина экономит на дотациях, а Крым зарабатывает на добыче газа

Ровно год назад, в Крыму прошел знаменитый псевдореферендум, на котором якобы 97% жителей полуострова проголосовали за присоединение к России. Уже 18 марта Крым незаконно, вопреки всем международным нормам, стал частью РФ, пишет "Сегодня".

Деньги

От присоединения к России экономика Крыма однозначно пострадала, уверены эксперты. Главная причина — географическое положение аннексированного региона: транспортное сообщение по суше через Украину почти полностью блокировано, по воздуху — невозможно из-за санкций против авиакомпаний, принятых ЕС и Украиной, а по морю, через Керченский пролив — недостаточно.

"В 1954 г. Крым передали из РФ в состав Украины именно по экономическим причинам — обеспечивать полуостров светом и водой было значительно легче с материковой Украины, — напоминает экс-секретарь Кабмина Виктор Лисицкий. — Теперь в блокаде регион будет долгие годы, и частному бизнесу там не выжить. Крым и в Украине был дотационным, поэтому наш госбюджет в чем-то выиграл, сэкономив до 1,5 млрд грн в год. Но потеряна здравница, где ежегодно недорого отдыхали 4 млн наших сограждан".

Президент Украналитцентра Александр Охрименко считает, что от присоединения к РФ выиграли крымские бюджетники и пенсионеры, так как у них доходы выросли в 2,5—3 раза. "Но таких — не более 10% населения. А остальные трудоспособные работали на промпредприятиях, продукция которых шла на экспорт (к примеру, крупнейший в Украине завод лаков и красок "Титан" в Армянске), в портах, на судостроительных заводах, в сельском хозяйстве, занимались турбизнесом и сервисом... Все это, из-за разрыва связей с Украиной, сейчас в упадке", — говорит эксперт.

Зато газовый сектор полуострова — на подъеме, благодаря двум плавучим буровым установкам, ранее принадлежавшим Украине, утверждает директор энергопрограмм Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский: "Черноморнефте­газ" увеличил в 2014 г. добычу газа на 1 млрд куб. м, с 1,5 до 2,5 млрд. Это не только покрыло потребности Крыма в газе, но и позволило продавать его в другие регионы".

А вот украинцев в этом году отдохнет в Крыму в разы меньше, чем в ­2014-м, когда их все же было около 500 тыс., прогнозирует директор Центра туристической информации Владимир Царук: "Поезда в Крым отменены, в регионе небезопасно. Но вот россиян может быть больше на 500—600 тыс., ведь из-за девальвации рубля многим стала не по карману Турция или Болгария. Это значит, что очереди на переправах в Керчи станут еще больше".

Политика

По мнению политолога Владимира Фесенко, за год наши политики растеряли иллюзии о возможности быстро вернуть полуостров: "Де-факто мы Крым потеряли, де-юре — отказываться от него не будем. Что поменялось за год: сейчас есть понимание, что, пока ничего не изменится в России, вернуть Крым не удастся. Нам придется искать долгосрочную стратегию. Но суды могут длиться годами, как это было в Югославии — там приговоры выносили спустя 10-15 лет. Но Украине нужно определиться: либо мы изолируем Крым, за чем следует разрыв всех связей, либо сохраняем торговые связи, оставляя себе плацдарм для экономической реинтеграции АРК. А далее возможна и политическая".

"Политическое восприятие ситуации не изменилось: нарушено международное право, и аннексию никто в мире не признает, поэтому санкции сняты не будут, — считает профессор политологии НаУКМА Алексей Гарань. — Что касается России, то за год ей не удалось улучшить экономситуацию в Крыму. Возвращение Крыма — перспектива не одного дня. Военным путем мы его вернуть не можем, значит, должны стать экономически привлекательными для Крыма — провести реформы, продолжить курс на евроинтеграцию, и тогда возможно воссоединение, как это было с Восточной Германией".

А Вадим Карасев считает, что Донбасс затмил Крым, и Запад тему с полуостровом вынес за скобки: "Даже если представить фантастическую ситуацию, что в РФ к власти придут демократы, это не приблизит возвращение. Ведь российское общество поддерживает аннексию Крыма, и любому политику там придется с этим считаться. Сейчас нам нужно определиться — блокада или продолжение поставок света и воды. А дальше — ждать благоприятной ситуации".

Фильм: Путин — о Крыме и Януковиче

К годовщине "референдума" об отделении АРК телеканал "Россия 1" снял документальный фильм "Крым. Путь на родину", где изложена их версия событий годичной давности. В фильм включено интервью с президентом РФ Владимиром Путиным, который говорит, что "кукловодами" переворота в Украине были США, и признается, что помог бежать экс-президенту Украины Виктору Януковичу. В начале фильма политик рассказывает, что кортеж Януковича вели российские наблюдательные службы и была отдана команда "вытягивать" беглого президента из Донецка "по суше, по морю и с воздуха". Когда Янукович, который, по словам Путина, ему регулярно звонил, внезапно переместился в Крым, российским катерам понадобилось несколько часов, чтобы отыскать украинского лидера.

Также президент РФ признает, что лично занимался вопросом "воссоединения Крыма и РФ". По его словам, при неблагоприятном развитии событий Россия могла привести в готовность... свои ядерные силы! Путин настаивает, что аннексия Крыма происходила ради защиты местных жителей: "Крым — это историческая русская, российская территория, с преимущественно русским населением... Конечная цель была не в захвате Крыма и не в какой-то аннексии, а в том, чтобы дать возможность людям выразить свое мнение о том, как они хотят жить дальше". Президент РФ также отметил, что понятия не имеет, откуда появился Сергей Аксенов, и уверяет, что не был с ним знаком до событий прошлого марта. Фильм, кроме прочего, повествует о том, как плохо жил Крым после развала СССР, как там ущемляли русский язык, и о том, как на автобус с мирными крымчанами в прошлом году якобы напали "майдановцы" с битами.

Жена погибшего пошла в армию

Несмотря на заявления России о том, что аннексия Крыма якобы прошла без единого выстрела, по факту она обернулась трагедиями в двух семьях украинских военных.

Весной в Симферополе во время штурма фотограмметрического центра двумя выстрелами был убит прапорщик Сергей Кокурин, находившийся на посту на наблюдательной вышке. У него остались беременная жена и четырехлетний сын. А 33-летний майор Станислав Карачевский был застрелен двумя выстрелами из автомата Калашникова в офицерском общежитии (по данным Минобороны Украины, к расстрелу причастен российский морской пехотинец. — Авт.).

Семья майора Карачевского сейчас живет в Николаевской области и заявляет, что дело о расстреле кормильца уже передано в суд. Как рассказала нам его вдова Ольга, на материковую Украину она выехала еще в прошлом году и после трагедии пошла служить в ту же часть, где служил муж (воинская часть была передислоцирована в Николаевскую область). "Занимаюсь бумажной работой. Местные власти постоянно обещали решить вопрос с квартирой, но пока все сделано только на словах. Сейчас нам помогают арендовать жилье волонтеры, — рассказала "Сегодня" Ольга Карачевская. — Что касается уголовного дела по убийству мужа, то следствие уже закончено и материалы переданы в суд в Крыму. У меня двое маленьких детей: дочь ходит в детский садик, а сын — в школу".

Поддержки РФ не видно, но стало спокойнее

Мнения крымчан по поводу аннексии разделились. Андрей Филиппенко из Алушты отмечает, что особых плюсов не видит. "Зарплаты выросли, но у госчиновников, а у тех, кто работает, например, в сфере услуг, все по-прежнему, — жалуется Филиппенко. — Курортный сезон не полностью провалился, но россияне, которых стало больше в Крыму, приезжали скорее осмотреть свои новые "владения". Я не раз слышал их упреки, что с Крымом Россия носится как с писаной торбой, мол нужно вкладывать деньги в развитие РФ, а они тратятся на нашу поддержку. Хотя, что вкладывают в Крым, я особо не вижу".

А жительница Симферополя Алиса Иванова считает, что жизнь на полуострове стала лучше: "Подняли зарплаты и пенсии, и стало как-то спокойней — нет никаких митингов. Думаю, что еще лучше будет, когда построят мост через Керченский пролив". Правда, в мост верят немногие жители Крыма. Большинство опасается, что мыкаться с Керченской переправой придется еще долго.

И лояльные к России крымчане, и проукраински настроенные граждане согласны в одном: после оккупации жизнь в Крыму стала дороже. "Взлетела в цене аренда, — рассказывает житель Севастополя Андрей. — Весной 2014-го можно было найти однокомнатную в районе 2,5 тыс. грн, а сейчас цена больше 5 тысяч". Подорожали и продукты. "Чтобы раз перекусить, надо потратить минимум 150 рублей (около 53 грн). Батон стоит 9 гривен, проезд в маршрутке — 5. Родня из Украины говорит, что у них цены такие же. Но там сейчас война, а с кем воюет Крым?" — спрашивает студент Игорь.

Татарский вопрос

Зампредседателя Меджлиса Нариман Джелялов рассказал "Сегодня", что год в оккупации прошел для них тяжело. "Моего коллегу Ахтема Чийгоза арестовали в январе, и он под стражей. У нас идут аресты и допросы по делу 26 февраля 2014-го (тогда татары митинговали против аннексии. — Авт.) Были попытки переформатировать состав Меджлиса и добиться, чтобы его возглавил лояльный к власти человек, но нам удалось отбить атаки, — рассказал Джелялов. — У нас серьезные проблемы с мероприятиями и свободой слова. Крымско-татарские СМИ до сих пор не могут зарегистрироваться, а с 1 апреля их работа будет невозможна без лицензии. "Руководство" Крыма объясняет это неким полувоенным положением, вражескими СМИ, деструктивными элементами, экстремизмом и еще Бог знает чем. Хотя люди просто хотят высказать свою точку зрения". Зампред Меджлиса добавил, что РФ пытается как можно быстрее сделать Крым российским. "Перелопачивается система образования. Был и передел собственности, который назвали национализацией. Говорить о каком-то отрезвлении рано. Запас ура-патриотизма продолжает компенсировать проблемы, — жалуется Джелялов. — Пропаганда во всем винит "хунту" и американских шпионов".

Переселенцев не жалуют

После начала боевых действий на Востоке многие жители Донбасса в поисках лучшей жизни отправились в Крым. Однако полуостров не спешит открывать для них свои объятия. "Чтобы получить работу, всем, кто из Донбасса, приходится делать патент, как иностранному гражданину, который стоит около 6 тыс. грн. А потом, в течение года, нужно платить ежемесячный налог в 1400 грн, — говорит переселенка Ирина. — Да и зарплаты донецким платят ниже, чем местным: работодатели, когда узнают, что человек из Донбасса, намеренно занижают зарплату, так как знают, что деваться ему некуда. Могут взять и неофициально. Но за это работодателю грозит штраф, мало кто на это идет".