2 декабря
  • ПОДПИСКА НА НИКОЛАЕВСКИЕ НОВОСТИ
  • КОМПЛЕКТ
  • ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ
  • ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ
  • СПОРТ
  • Что может снизить цены на бензин в Украине

    Стоимость автомобильного топлива в розничной торговле зависит не только от курса доллара

    На этой неделе цены на бензин побили исторический рекорд. Топливо на АЗС дорожало каждый день в среднем на 50 копеек. В результате за семь дней средневзвешенная стоимость бензина повысилась на 2,5 грн. В пятницу А-92 и дизтопливо премиальные заправщики предлагали уже по 20,50 грн./л, А-95 - по 21 грн./л.

    Почему растут цены

    По данным статистики, в Украине 80-85 процентов розничных продаж автомобильного топлива (бензина и дизельного) приходится на импортную продукцию. В структуре розничной цены топлива около 50 процентов составляет цена на границе, которая напрямую зависит от курса валют. Поэтому при значительном снижении мировых цен на нефть, наши импортеры платят за бензин в гривне намного больше, чем при старых нефтяных ценах.
    Кроме того, повышен акциз на топливо. Ставка для моторных бензинов увеличена со 198 евро/тонна до 202 евро/тонна, а на дизельное топливо – с 98 евро/тонна до 100 евро/тонна (стандарт Евро-4,5), и со 128 евро/тонна – до 132 евро/тонна (стандарт Евро-2,3). На сумму акциза начисляется также и НДС. Так что и этот компонент цены растет в гривне.
    К тому же нефтепродукты последнее время закупались и продолжают закупаться не по официальному, а по более высокому «коммерческому» курсу.
    С 1 января введен новый сбор – 5 процентов от розничной цены на подакцизные товары, включая автомобильное топливо.
    В итоге, по расчетам консалтинговой компании «А-95», получается, что при курсе 25 гривен за доллар цена бензина и дизтоплива должна быть 23 гривны за литр.
    Антимонопольный комитет Украины время от времени заводит дела на операторов розничного рынка нефтепродуктов, подозревая их в сговоре, но эксперты рынка утверждают, что оснований для подобных обвинений нет, да и в судах до сих пор нет ни одного дела.
    Что же касается уровня цен, то ведущим операторам, получающим прибыль с оборота, а не за счет наценки, высокая стоимость нефтепродуктов на заправках невыгодна, ведь по итогам прошлого года продажи на АЗС уже упали почти на 20 процентов, а последние месяцы вообще падали на четверть.

    Побочные эффекты роста цен

    В условиях сокращения спроса и уменьшения покупательной способности населения операторы вынуждены максимально сокращать свою маржу (хотя у легально работающих компаний она в рознице и так не превышала 5 процентов).
    Стали чаще экономить и за счет «компромиссов» с качеством топлива - увеличилось количество фальсификата. Способствует развитию этой тенденции то, что государство практически устранилось от контроля за качеством топлива. И вместо того, чтобы путем такого контроля расширять налогооблагаемую базу, повышает налоги на тех, кто пытается работать легально. А о принципе «выше качество - ниже налоги», действующем во всех экономически развитых странах, нам остается мечтать.

    Что может остановить цены

    При стабилизации курса гривны цены на АЗС также успокоятся и начнут реагировать на цены нефтяного рынка (как было уже неоднократно ранее).
    Системно же уменьшить зависимость этих цен от курсовых колебаний можно только за счет развития отечественной нефтепереработки. Формально в Украине есть семь предприятий, которые могут производить автомобильное топливо: шесть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и Шебелинский газоперерабатывающий завод (ГПЗ).
    Но работают сейчас только Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ, а Одесский находится в полурабочем состоянии. Общая беда этих предприятий - техническая отсталость, поэтому топливо производится невысокого качества и с большими потерями сырья.
    Для стимулирования их модернизации государство могло бы пойти на отмену НДС при импорте нефти для целей переработки, установить льготные пошлины на ввоз оборудования, необходимого для модернизации НПЗ, а по мере развития отечественного производства - вводить пошлины на импорт топлива. Тем более, что для внутреннего производства топлива удешевление гривни - во благо.

    Мировые цены

    По состоянию на 9 февраля средняя мировая цена на бензин составляла $1,04 за литр, но разброс цен между странами очень большой. Как правило, в богатых странах цены выше, а в бедных и странах, которые производят и экспортируют нефть - ниже. Единственным исключением являются США, экономически развитая страна с низкими ценами на бензин. Объясняется такое разнообразие цен применением в странах разных налогов и субсидий на бензин.
    Средние цены на бензин на 9 февраля
    Норвегия    1,91
    Турция    1.74
    Италия    1.71
    Британия    1.63
    Франция    1.46
    Германия    1.45
    Румыния    1.27
    Чехия    1.21
    Литва    1.17
    Польша    1.16
    Болгария    1.12
    Япония    1.08
    Украина    1.02
    Молдова    0.99
    Китай    0.98
    Азербайджан    0.97
    Грузия    0.92
    Канада    0.89
    Беларусь    0.77
    США    0.6
    Россия    0.54
    Иран    0.24
    Кувейт    0.22
    Саудовская Аравия    0.15
    Ливия    0.12
    Сирия    0.05
    Венесуэла 0.02

      Просмотров:
      comments powered by HyperComments