Форвард НКИ Александр Шнейдер: Зарплату получал в... трамвайном парке

Комментарии:

60 лет отметил известный в прошлом баскетболист, а ныне детский тренер

Николаевские болельщики со стажем прекрасно помнят игру форварда НКИ Александра Шнейдера. 12 февраля известному баскетболисту и тренеру исполнилось 60 лет! «Николаевские новости» взяли у юбиляра интервью.

- Во время войны советских немцев отселяли на Урал. Там и оказались мои родители-лениградцы. Я родился в Удмуртии, - рассказывает Александр Андреевич. - В детстве перепробовал много видов спорта - коньки, плавание, волейбол, но окончательный выбор помог сделать учитель физкультуры, который разглядел во мне баскетболиста. Со временем попал в юношескую сборную России, а после школы меня пригласили в краснодарский «Строитель», который играл в первой лиге. Это была большая удача, поскольку в то время на весь СССР было всего две лиги и три десятка команд. Кстати, пришел я на место игрока советской сборной Александра Сальникова, который уехал в киевский «Строитель».
- В 1976 году краснодарцы получили шанс выйти в высшую лигу...
- Да, в Алма-Ате проходил турнир с участием шести сильнейших команд первой лиги. На кону была единственная путевка в элиту. Мы одержали несколько побед, в том числе и над николаевским «Спартаком». Чтобы занять первое место, нам нужно было выиграть один из двух оставшихся поединков. И тут лидеры «Строителя», скажем так, нарушили спортивный режим. В результате мы уступили и ленинградским, и киевским армейцам. А в высшую лигу попали николаевцы.
- После Краснодара в вашей карьере был рижский СКА...
- Я закончил Краснодарский институт физической культуры и должен был год отслужить в армии. Такая пауза могла поставить крест на моей спортивной карьере. К счастью, на меня обратил внимание наставник рижского СКА Валентин Мельничук. Тот самый, который несколько лет назад тренировал сборную Украины. Я попал в спортивную роту Прибалтийского военного округа и занимался любимым делом - играл в баскетбол. Кстати, со мной в команде начинал свою блестящую карьеру Римас Куртинайтис. А в 1981 году Родовинский и Защук позвали меня в Николаев. Через три месяца мне дали тут квартиру. Так я стал николаевцем, которым и остаюсь до сих пор.
- Что скажете о том НКИ?
- Команда была очень крепкая. С Петровым, Бережинским, Гамовым до сих пор играем на ветеранских турнирах. Из своих партнеров по НКИ отмечу Леонида Шиманского. Он хорошо видел площадку, владел скрытым «слепым» пасом, с ним игралось легко. Таких баскетболистов в СССР было мало.
- Сколько в те годы зарабатывали николаевские баскетболисты?
- Опытные игроки получали 300-350 рублей плюс премии. Как известно, в те годы профессионального спорта в СССР как бы «не было», поэтому все мы числились на разных предприятиях. Я, например, приходил за зарплатой в... трамвайный парк.
- В другие клубы не пытались вас переманить?
- Звали в таллиннский «Калев», который играл в высшей лиге, но я не рискнул.
- В 32 года вы переквалифицировались в тренеры...
- В 1987 году спортивное руководство решило «омолодить» баскетбол. Был введен возрастной ценз: в команде не больше трех игроков старше 27 лет. В НКИ «старичков» оказалось четверо. Я среди них был самым возрастным, поэтому пришлось уйти, а трудоустроиться в другой команде из-за злополучного лимита было невозможно. С тех пор  тренирую детей.
- Кто самые известные воспитанники тренера Шнейдера?
- Сергей Гладыр, Максим Шепиль. Братья Сабутские, которые сейчас живут в Киеве и в баскетбол больше не играют. Некоторое время тренировал Максима Корниенко. Потом он вернулся в родной Днепропетровск, где дорос до сборной Украины. Начинал у меня Андрей Хохоник, который уже сыграл несколько матчей в МБК «Николаев». Он техничный, думающий игрок, но на площадке нужно быть более агрессивным. Сейчас у меня в СДЮСШОР №4 две команды -  1998  и 2003 годов рождения. Неплохой игрок может получиться из 17-летнего Станислава Василюхи, а младшие схватывают все на лету, от тренировок с ними я получаю большое удовольствие.
- Помимо тренерства, вы регулярно участвуете в соревнованиях ветеранов. Какие достижения на этом поприще?
- Был бронзовым призером чемпионата Европы, многократным чемпионом Украины. В возрастной категории 55+ николаевской команде равных в стране не было. Но теперь буду играть среди тех, «кому за шестьдесят».
- Кто поддерживает вас дома?
- Мой крепкий семейный тыл - жена Светлана. Нашему браку уже 38-й год! Она очень хороший и справедливый человек. А познакомился я с ней... в самолете. Она была стюардессой, а краснодарский «Строитель» летел на матч. Спустя некоторое время мы поженились, и я уехал играть в Ригу. Два года супружеской жизни мы общались с помощью писем и телеграмм. Но бесконечно так продолжаться не могло. В конце концов она перевелась в Ригу, а оттуда мы уже вместе перебрались в Николаев, где у нас родилась дочь. Ксения тоже стала баскетболисткой, была чемпионкой Украины в составе запорожской «Козачки». Потом уехала учиться в США, там вышла замуж, живет в штате Нью-Джерси. У меня уже есть внук и внучка: Райану шесть лет, Софии - три.
- Внук, конечно, тоже будет баскетболистом?
- Когда дед приезжает в Америку в гости, он с удовольствием возится с мячом, но, к сожалению, поблизости нет баскетбольной секции. Папа уже записал Райана в детскую бейсбольную лигу...
- Спасибо за интервью!