Источник в окружении Порошенко разложил по пунктам новый мирный план

Комментарии:

«Все решится в течение следующих двух-трех дней», — сообщил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер

Переговорный процесс по мирному плану, запущенный в четверг Ангелой Меркель и Франсуа Олландом, пока ни к каким видимым результатам не привел, но шанс на успех сохраняется, считают "Вести". Причем не в абстрактной перспективе, а в четко обозначенные сроки. «Все решится в течение следующих двух-трех дней», — сообщил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.

В эти три дня ожидаются: сегодня — экстренная встреча глав МИД «нормандской четверки» (Украины, России, Германии и Франции), завтра — переговоры контактной группы в Минске, в среду — встреча лидеров стран «нормандской четверки». Правда, Владимир Путин уже сообщил, что его встреча с Петром Порошенко, Ангелой Меркель и Франсуа Олландом состоится только в случае, если предыдущие раунды переговоров будут успешными. То есть встреча «нормандской четверки» на высшем уровне зависит, прежде всего, от того, смогут ли договориться Леонид Кучма и лидеры сепаратистов. Которые, в свою очередь, являются лишь эмиссарами Порошенко и Путина.

Приоткрытие тайны

О чем они должны договариваться? За время после поездки Меркель и Олланда в Киев и Москву в СМИ всего мира появилось множество версий и комментариев. Но единственное, что прозвучало из уст непосредственных участников переговоров были слова Олланда. Последний заявил, что мирный план предусматривает создание демилитаризованной зоны от 50 до 70 километров, а также о предоставлении «весьма широкой» автономии Донбассу.

А Штайнмайер уточнил, что на первом этапе речь идет о программе-минимум по деэскалации конфликта с тем, чтобы создать условия для будущих политических решений.

Что включает в себя программа-минимум? Наш источник в окружении президента подтвердил: речь идет о замораживании конфликта. В основе должны быть все те же сентябрьские минские соглашения, но с определенными изменениями, вокруг которых и идет сейчас ожесточенный спор. К ним относятся:

 признание нынешней линии разграничения вместо сентябрьской (она более выгодна для сепаратистов, которые смогли в январе расширить свои территории);
 возобновление финансирования Донбасса центральной властью;
 совместное (украинско-сепаратистское) патрулирование неконтролируемого ныне участка госграницы;
50-километровая (или даже 70) демилитаризованная зона. Это означает, что все вооруженные силы по обе линии фронта должны быть фактически выведены за пределы Донецкой и Луганской областей. Понятно, что исполнение подобного пункта, ввиду полного отсутствия доверия сторон друг к другу, невозможно без следующего условия: разделение воюющих сторон кордоном нейтральных миротворцев. Однако против ввода миротворцев уже высказался Порошенко. Источник «Вестей» в ОБСЕ также смотрит на эту перспективу скептически: «Процесс оформления решения и формирования корпуса на международном уровне занимает не один месяц, для процесса быстрого установления мира в Донбассе это не подходит. Разве что какая-нибудь страна сама выскажется за то, чтобы получить международный мандат и послать свои подразделения».

Причины Меркель

Помимо программы-минимум (с которой, как видим, все не слава богу) говорят и о программе-максимум, которая должна лечь в основу переговоров на втором этапе. Олланд, как уже писалось выше, говорит об автономии для Донбасса. Ранее он же заявлял о том, что Украина не должна быть в НАТО. Французская Le Figaro со ссылкой на собственные источники сообщила, что план Меркель — Олланда — это федерализация Украины и ее конституционный нейтралитет. Хотя, по большому счету, данные два пункта — лишь повторение предложений Путина, сделанных еще прошлой весной и тогда же фактически отвергнутых Киевом.

Однако нельзя не заметить, что сообщения Le Figaro во многом созвучны с тем, что говорит Олланд. И это может означать, что связка Меркель — Олланд в последние дни фактически стала на старые позиции Кремля. Почему?

Все западные СМИ единодушны в оценке причин неожиданной дипломатической активности лидеров Германии и Франции. По их мнению, толчком стали сообщения из Вашингтона, где на Барака Обаму оказывается сильнейшее давление со стороны «ястребов» с целью предоставить Украине летальное оружие. В Евросоюзе убеждены: такой шаг Вашингтона может стать точкой отсчета для перерастания конфликта в Донбассе в полномасштабную войну. Поскольку, с одной стороны, в нее фактически вступят Штаты (сначала только через посылку вооружений, но, как говорится, коготку увязнуть — всей птичке пропасть), с другой, в нее открыто может вступить Россия. Нежелание получить под боком очаг, способный поджечь и Европу, вынудило Меркель и Олланда пойти на экстренные действия.

Однако, как сообщил нам источник в структурах Евросоюза, дело не только в этом. Назначенная на 12 февраля встреча лидеров стран ЕС грозит обернуться открытым бунтом против проамериканской позиции, которую до последнего времени занимали лидеры Германии и Франции. По его словам, открыто заблокировать все антироссийские инициативы готовы лидеры Греции, Кипра, Чехии и Венгрии, а это чревато потерей авторитета Меркель и угрозой открытого раскола внутри Европы.

Большая Европа

О том, что перспективы компромисса между Москвой и лидерами ЕС отнюдь не равны нулю, говорят также два факта.

Во-первых, в последнюю неделю прозвучала целая серия заявлений различных западных экспертов о том, что Украина не может выиграть войну у России. И если сейчас не договориться о мире, то РФ пойдет в наступление, и Запад в этом случае ничем не сможет Украине помочь. Меркель на Мюнхенской конференции заявила, что поставки вооружений Украине не остановят Путина и что военного пути решения проблемы нет.

Во-вторых, в том же Мюнхене Меркель сделала заявление стратегического характера. Она заявила, что проблема Украины может быть решена только в контексте создания «большой Европы» — «от Лиссабона до Владивостока».

Ранее эта идея, напомним, озвучивалась лишь Путиным, который говорил о необходимости экономической интеграции ЕС и Евразийского союза. Почему сейчас о ней заговорила и канцлер Германии тоже понятно: восстановление связей с Россией резко усилит позиции Европы в сложных переговорах о зоне свободной торговли с США, что стимулирует Берлин поскорее закончить конфликт в Украине. Что касается Украины, то в долгосрочной перспективе реализация идеи «большой Европы» могла бы стать спасением для нашей страны, которая, наконец, перестала бы находиться на растяжке между Россией и Западом.

Решение Обамы

Характерно, что в экстренном дипломатическом процессе США показательно были отодвинуты. Вплоть до того, что госсекретарь Джон Керри, находившийся в Киеве одновременно с Меркель и Олландом, на их встречу с Порошенко приглашен не был. Керри даже пришлось делать специальное заявление по поводу того, что в отношении украинской проблемы между США и Евросоюзом расхождений нет. Причем, по словам источника в структурах ЕС, госсекретарь не лгал: он, как и Обама, находится в стане противников эскалации конфликта, и они заинтересованы в том, чтобы миссия Меркель — Олланда оказалась успешной. Однако из-за сильного давления со стороны «ястребов» внутри собственной партии (теневым лидером которых является экс-госсекретарь Хиллари Клинтон) Белый дом и Госдепартамент предпочитают находиться в стороне от германо-французской миссии.

И тем не менее, в ЕС понимают, что без Вашингтона, имеющего серьезное влияние на руководителей Украины, никакие договоренности не состоятся. Поэтому вчера Меркель с собственным пакетом предложений и поправками Порошенко и Путина улетела к Обаме: для успеха всей германо-французской миссии необходимо, чтобы Белый дом повлиял на Киев. Если это произойдет, Украина получит шанс на мир. Если нет — мы рискуем окончательно превратиться в поле битвы великих держав за их геополитические интересы.

На что согласна Украина

Нынешняя официальная позиция украинской власти была озвучена еще в четверг вечером Петром Порошенко — это выполнение минских соглашений в обмен на возобновление финансирования Донбасса: «Мы требуем немедленного прекращения огня, освобождения всех заложников, закрытия границы или восстановления украинского контроля над границей, вывода всех иностранных войск с украинской территории, решения политического процесса путем проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством в Луганской и Донецкой областях, а также принять серьезные шаги для экономического развития путем создания свободной экономической зоны, возобновления социальных выплат».

Впрочем, как сказал нам источник в окружении главы государства, Банковая готова к поиску компромисса: «Президент хочет, чтобы перестала литься кровь, а потому готовы обсуждать изменения тех или иных условий. Но эти изменения не должны быть унизительны для страны».