Сложно ли переселенцам снять квартиру в городе Николаеве?

Молчанова Анна
Комментарии:

«Николаевские новости» спросили у владельцев недвижимости

Военные действия на востоке Украины не утихают, поэтому мирные жители Донецкой и Луганской областей продолжают выезжать в более спокойные регионы страны. К сожалению, на новом месте они часто остаются один на один со своими проблемами.
На Николаевщину, по официальным данным, прибыли уже более восьми тысяч переселенцев из зоны Антитеррористической операции. Некоторым найти жилье помогли органы социальной защиты, а кому-то пришлось искать его самостоятельно.
Во многих городах Украины жителям Донбасса не очень рады, поэтому снять угол проблематично. Например, в Киеве, Харькове и Одессе беженцы жалуются, что арендодатели, узнав откуда приехали потенциальные квартиросъемщики, сразу же отказываются сдавать жилье.
Озадачившись таким отношением к нашим соотечественникам, которые зачастую являются патриотами и приверженцами единой Украины, «Николаевские новости» решили провести эксперимент и узнать, насколько сложно переселенцам снять жилье в Николаеве.
Мы позвонили по десятку объявлений о долгосрочной аренде, представляясь семейной парой из Донецка. По большинству адресов нас были готовы принять. Общались как с риэлторами, так и с владельцами недвижимости - реакция на гостей из Донбасса у всех спокойная. Правда, одни говорили, что снять жилье будет непросто, а другие, наоборот, уверяли, что никаких проблем не возникнет, а слухи о недружелюбном отношении к жителям востока Украины - миф.
Итак, первый телефонный звонок по поводу двухкомнатной квартиры в жилкопе возле Центрального рынка за 1800 гривен в месяц. Посредник предупредила, что наш статус переселенца может «создать определенные сложности в поиске жилья», и пообещала позвонить хозяйке и все уточнить.
Спустя полчаса услышала положительный ответ - владелица была готова нас приютить и даже посуду найти, так как «мы свою не привезли». Риэлтор сразу поинтересовалась, по карману ли нам, беженцам, жилье, и предупредила, что нужно будет заплатить за первый и последний месяцы, а также отдать ей 50 процентов от месячной стоимости аренды. То есть получилось 1800+1800+900=4500 гривен.
Другой риэлтор отметил, что донецкая прописка не важна, и вызвался найти нам любую квартиру по нашим средствам - за две тысячи с «советским ремонтом и мебелью», за три тысячи - уже со всеми удобствами и техникой и в центре. В общем, за наши деньги - любой каприз.
Хозяйка большой двухкомнатной квартиры с евроремонтом на проспекте Ленина за четыре тысячи гривен тоже не против «донецких». Она культурно и доходчиво объяснила, что с нами будет заключен договор об аренде, и если какой-либо из его пунктов не будет выполняться, например неоплата жилья или проживание большего количества человек, нас выселят.
Все, с кем довелось общаться, никакой вражды или антипатии не выражали и были готовы принять жителей Донбасса. Правда, сразу же уточняли срок аренды - желательно на полгода и больше. Риэлторы объяснили, что некоторые хозяева не хотят связываться с переселенцами, так как уже имеют печальный опыт общения с такими съемщиками: кто-то отказывался платить за квартиру с криками «вы нас не выселите, мы беженцы», а кто-то приводил в жилище целую ораву: вместо семейной пары шесть-семь, а то и больше человек.
 «Посчастливилось» попасть на одну такую хозяйку, которая, услышав, что мы из Донецка, извинилась и сказала, что «не хочет стричь всех под одну гребенку», но переселенцев селить не будет, так как имела неприятный прецедент. Приютила вроде бы приличных супругов из Луганской области, а через месяц жильцов и след простыл. А с ними испарились телевизор, радиотелефон, микроволновка и чайник...
Оказалось, что в Николаеве намного труднее снять жилье семьям с детьми. В этом случае прописка - дело двадцатое. Хозяева воспринимают малышню как потенциальных вредителей имущества. Поэтому в хорошие квартиры со свежим ремонтом и мебелью селить с детьми не хотят, а вот хозяева жилищ попроще против ничего не имеют. Нам предложили двухкомнатную квартиру на проспекте Мира за две тысячи гривен и трехкомнатный частный дом с раздельными комнатами, хорошим ремонтом за три тысячи гривен - еще и возле детского сада.
Словом, предвзятого отношения к потенциальным жильцам с востока у николаевцев практически нет. Приютить у себя переселенцев готовы почти все, главное, чтобы платили вовремя и не буянили, но такие требования выдвигаются ко всем квартиросъемщикам.

Журналисты depo.ua провели подобный эксперимент и попробовали снять квартиру для семьи переселенцев с Донбасса во Львове, Киеве и Харькове.

Киев: вывешивают российские флаги и уезжают с хозяйской техникой
Мы позвонили по номерам семи риэлторов и трех владельцев жилья. Последние отказали сразу, даже не объясняя причин: «Из Донецка? Нет. До свидания». А риэлторы принялись подыскивать варианты. В итоге за час мы получили четыре предварительных согласия (на нас хотят посмотреть хозяева) и одно стопроцентное заселение.
Предложения «для донецких» хуже и дороже, чем в среднем на рынке. Например, за советскую «однушку» на улице Василенко попросили 4000 гривен плюс коммунальные. Отметим, что за 4000 гривен сейчас можно снять квартиру по соседству, на бульваре Лепсе - после ремонта и с новой техникой. Но жителям Донбасса она не сдается.
- Многие донецких не хотят, мы сразу оговариваем это с хозяевами, - честно ответила риэлтор Анна. - Вы не обижайтесь, но у нас был случай, когда они (жители Донецка, - ред.) уехали, прихватив с собой плазменную панель.  А еще одни уникумы вывесили российский флаг на балконе. Выселили их на следующий день...
- Когда  только началась война, киевляне сдавали без проблем, но потом желающих поубавилось, - рассказал риэлтор Максим. - Были разные эксцессы, разные неприятные моменты. Если кратко, то ситуация сейчас такая: есть хозяева категорически против собак, кошек и донецких. Некоторые согласны заселять только после собеседования.
Получается, что снять жилье в Киеве можно, но рассчитывать на радушие не приходится: там, где уютно и недорого, владельцы перебирают клиентами, отсеивая тех, «кто с собаками, кошками» и... как это обидно ни звучит - донецких.

Львов: переходят на русский, но тоже жалуются на кражи
Во Львове практически все объявления на сайтах подают риэлторы. Мы обзвонили несколько контор, чтобы подыскать варианты. Отметим, что риэлторы здоровались с нами на украинском языке, но услышав нашу речь, тут же переходили на русский.
- Ну, если честно - половина рынка будет вам недоступна, - ответил риэлтор Юра, услышав, что мы с донецкой пропиской. - А может, даже больше. Но квартиру мы вам найдем, только хотелось бы чтобы вы сказали, где будете работать. То есть хозяева хотят понимать, что к ним за люди едут. Вы не обижайтесь, но были случаи, когда беженцы обворовывали хозяев - снимали квартиру, а через пару дней съезжали, вывозили практически все...
Через полтора часа у нас было на выбор восемь вариантов: от шикарной «однушки» в центре за 4,5 тысячи гривен до весьма скромной за 2000 на окраине.
Отметим, что, в отличие от киевских риэлторов, львовские себя показали с лучшей стороны. Никто не проводил параллели между собаками, кошками и донецкими.

Харьков: не хочет выгонять беженцев, поэтому... не заселяет
В городе, который считают наиболее пророссийским, оказалось очень много хозяев, которые не пускают донецких. Извиняются, но твердо говорят: «Нет». Риэлторы тоже не радуются, услышав о донецкой прописке.
- Вы пара, без деток, еще ничего, подыщем вариант, - ответила риэлтор Елена. - А так, не очень хотят жителей из зоны АТО, особенно с детьми. Политика тут ни при чем: опасаются, что не будут платить. А как их потом с детьми на улицу в морозы выгонять?
Но квартиру найти можно. Например, «однушку» на проспекте Косиора предлагают за 2000 гривен. Состояние не ахти, но жить можно.
Сами хозяева говорят, что ищут надежного клиента.
- Я сдала уже семье из Донецка, пожалела, пустила без залоговых, они чухнули через месяц, - ответила владелица «однушки» на проспекте Ленина. - Их ребенок мне все обои исписал и изорвал, а они уехали, поскандалив и не заплатив. Так что, молодой человек, извините, но с меня беженцев хватит.