Мораторием на проверку бизнеса пользуются недобросовестные предприниматели, вбрасывая на рынок залежалый товар

Молчанова Анна
Комментарии:

Начальник Николаевской областной инспекции по защите прав потребителей Валерий Дашевский - о качестве новогодних товаров и услуг

Курс Украины в Европу требует реформ, в том числе и оптимизации органов центральной власти. Кабинет министров принял постановление, по которому количество контролирующих органов будет сокращено с 56 до 27. В частности, ликвидируются Госслужба по вопросам защиты персональных данных, Госинспекция по контролю за ценами, Госагентство по туризму и курортам и прочие. А ветеринарную и фитосанитарную службы, инспекцию по вопросам защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологическую службу объединяют в Государственную службу по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. А каково сейчас контролировать рынок товаров и услуг? Об этом «Николаевским новостям» рассказал начальник пока еще существующей Николаевской областной инспекции по защите прав потребителей Валерий Дашевский.
К нему мы пожаловали, чтобы узнать результаты проверок качества новогодних товаров. Ведь у  инспекции  накоплен богатый опыт отслеживания несертифицированной или бракованной продукции. Но вот оказалось, что с августа и до конца декабря в рамках «дерегуляции национальной экономики» проверки запретило правительство. Предпринимателям такой мораторий развязал руки, в том числе и в плане качества продаваемой продукции и услуг.
«Для бизнеса сейчас качество товаров отошло на второй план, так как никто его не проверяет. Поэтому потребителям нужно быть вдвойне бдительными», - говорит начальник инспекции.
Валерий Владленович, который работает в этой сфере уже около двадцати лет, рассказал, что во время предновогодних проверок инспекция выявляла множество нарушений по качеству и реализации товаров. С появлением Деда Мороза на полки магазинов массово выбрасывали поддельные вино-водку, в подарочных упаковках сладостей находили просроченные конфеты, а состав ткани, из которой были сшиты детские карнавальные костюмчики, не соответствовал указанному на бирке.
Так как инспекция сейчас не имеет полномочий обезопасить покупателей, Валерий Дашевский призвал горожан позаботиться о своем здоровье самим. Обязательно посмотрите на срок годности товара, дату и место изготовления, состав. Если же на продукции такие данные отсутствуют, требуйте у продавца или администратора документы, подтверждающие качество товара.
По Закону «О защите прав потребителей», вам их обязаны предоставить. В случае отказа требуйте книгу жалоб, которая должна быть не только в каждом магазине, но и даже в сигаретном киоске - рядом с информацией о предпринимателе и лицензией. В течение десяти дней руководство точки продажи должно под  вашей записью дать разъяснение о принятых мерах.
Если вас настораживает цвет или запах елочной игрушки или «дождика» или они неприятны на ощупь, лучше вернуть такой товар, ведь он может быть опасен для здоровья.
Особенно осторожно, по словам начальника инспекции, стоит отнестись к покупке пиротехники, реализация которой, согласно закону, на улице и в мелкорозничной торговле запрещена. Во-первых, у предпринимателя должна быть соответствующая лицензия, в которой  указываются технические характеристики места реализации, уровень подготовки и знаний продавцов, а также сертификат качества и безопасности товара. Во-вторых, маркировка товара и инструкция должны быть дублированы на понятном языке (русском или украинском). В-третьих, в упаковке  фейерверка непременно должны быть колпачки и пленки, защищающие фитили поджигания, и надпись-предупреждение, что использование товара может быть опасно.
Впрочем, проверки магазинов - не единственная обязанность инспекции. Основная ее деятельность - реагирование на жалобы потребителей и отстаивание их прав, в том числе и в суде. «Закон называется «О защите прав потребителей», поэтому мы, в первую очередь, должны заниматься именно этим, а не штрафовать предпринимателей. Наша задача - чтобы покупатель получил взамен не только товар надлежащего качества или деньги за него, а и компенсацию за моральный ущерб, затраты на дорогу и так далее», - говорит Валерий Владленович. И привел для примера такой случай. Недавно в инспекцию обратилась горожанка, которая купила в магазине вяленого толстолобика как оказалось с червячками. При содействии инспекции в досудебном порядке ей вернули и стоимость товара, и 500 гривен компенсации за моральный ущерб.
Валерий Дашевский советует николаевцам всегда требовать чек, ведь он является самым важным документом, по которому можно предъявить претензии к продавцу. На рынке, конечно, чеки не выдают, но, согласно закону, основанием для жалобы может выступать любой документ, подтверждающий факт покупки. Поэтому, покупая обувь или другие вещи, вы можете требовать хотя бы надпись на визитке с датой, названием товара и подписью продавца. Если документа у вас нет, это не лишает вас права на защиту. Ведь в суде могут помочь показания свидетелей, поэтому за покупками лучше ходить не одному.
В целом же, по словам чиновника, количество жалоб в этом году по сравнению с предыдущим уменьшилось. Если в 2013 году их было 670, то в нынешнем - 526. Изменилась и их структура - люди стали больше жаловаться на качество товаров долгосрочного пользования (бытовой и электронной техники, одежды, прочее), в то же время уменьшилось количество обращений по поводу качества услуг, а число претензий к качеству продовольственных товаров осталось на прежнем уровне - около пяти процентов.