Как московский правитель Иван Грозный Казань захватил

Шедевры Николаевского художественного музея имени Василия Верещагина

 В коллекции Николаевского художественного музея имени Верещагина есть полотно Петра Шамшина «Вступление Иоанна IV в Казань».
В течение многих лет Шамшин преподавал в Петербургской академии художеств, был профессором. Художник Михаил Нестеров в своей книге воспоминаний «Давние дни» так описывает одного из своих учителей: «Петр Михайлович Шамшин был высокий, важный, медлительный старик сенаторского вида, бритый, наглухо застегнутый, корректный. Он подходил, или, вернее, подсаживался к рисунку на вечеровом, брал от ученика папку и долго смотрел на рисунок и на натурщика. Затем медленно, немного в нос, говорил, почти всем одно и то же: «Да-с, изволите видеть, у нас с вами лодыжка не на месте». Поправлял лодыжку и продолжал: «Да-с, в наше время, изволите видеть, покойный Карл Павлович Брюллов говорил...».
Посидев около рисунка минут десять, переходил к следующему с более или менее однородными речами. Шамшин был добросовестный, но не талантливый человек, запоздавший на много лет со своими художественными взглядами и методами».

Что касается событий, описанных на картине, то идет речь о захватнической политике московских князей. В 1552 году известный своей тиранией и деспотизмом правитель Московии Иван Грозный http://politt.ru/?p=8681 со 150-тысячным войском взял Казань. Это событие положило конец Казанскому ханству.

У современников Шамшин приобрел широкую известность как прекрасный исполнитель культовых росписей и храмовых икон. Образа церкви Никольского училища в Петербурге, иконы в монастыре Новый Иерусалим под Москвой, росписи храма Христа Спасителя в Москве и многие другие говорят о высоком мастерстве художника.