ОПЕК раскололся: цены на нефть расти не собираются

Комментарии:

Долгожданная встреча стран ОПЕК в Вене не привела к росту цен на нефть.

Раньше позиция картеля была единой. Если цены на «черное золото» падают — добычу надо сокращать. В обратном случае, наоборот, наращивать. Только сейчас у каждого свой интерес. Венесуэла готова снижать производство, страны Ближнего Востока — наращивать. Каждый из членов ОПЕК преследует свои цели. Одни за счет роста добычи хотят рассчитывают наполнить рынок дешевым сырьем и сохранить США в качестве основного импортера нефти в мире. Другие, как, например, Россия, — поддержать внутреннюю экономику. Судя по всему, прошедшая в Вене встреча носит промежуточный характер. И в ближайшее время война за цены на нефть разгорится еще больше.

«Начинается новая глава в истории нефтяных рынков», — объявило Мировое энергетическое агентство. Ждать скорого возвращения цен к отметкам в $100 за баррель не стоит.

Напомним, еще летом этого года котировки на «черное золото» зашкаливали за $115. Добытчики сырья радовались — каждый лишний доллар за баррель давал казне этих стран от $10 млрд до $100 млрд. Импортерам сырья оставалось плакать. Повышение нефтяных цен служило причиной стагнации их экономики.

Поворотный момент наступил в июне. Котировки начали резко падать. За несколько месяцев обвал превысил 30%. Причин было несколько. Во-первых, США, которые до последнего времени считались основным импортером «черного золота» в мире, стали в больших объемах производить собственное сырье. И даже пообещало его экспортировать. Во-вторых, спрос на энергоресурсы в мире сократился. Надежда на Азию, в основном, на Китай, не оправдались. Темпы развития экономики Поднебесной снизились. Будущее китайской экономики, конечно, зависит от поставок дешевых углеводородов. Однако после соглашения о строительстве новых российских маршрутов поставок нефти и газа в эту страну РФ получила определенное преимущество. Поэтому нефтяным шейхам Ближнего Востока пришлось «резать по живому»: как бить по нынешним нефтяным ценам (саудиты на это способны, так как себестоимость их добычи гораздо ниже, чем в России и США), так и действовать на опережение, заключая долгосрочные контракты по фиксированным ценам с азиатами.

Для роста цен нужно снитжать добычу. ОПЕК готова к этому. Но чтобы повлиять на расклад может лишь координированное решение всех участников картеля.

У всех существуют различные взгляды на создавшееся положение. Венесуэла, экономика которой зависит от поставок в США, а внутренний рынок энергоресурсов по большому счету субсидируется государством, готова пойти на снижение производства. Глава МИД страны Рафаэль Рамирес считает, что действующая квота ОПЕК составляет 30 млн баррелей в день явно завышена и должна быть сокращена на 5%. То есть на 1,5 млн баррелей.

Саудовская Аравия, центральный представитель ОПЕК, согласна лишь с тем, что квоты на добычу надо отслеживать более тщательно (чтобы никто из картеля не поставлял на рынок более положенного). Однако в Эль-Риаде считают, что снижение поставок на 300 тыс тонн будет достаточно.

Это мнение расходится с оценкой ситуации другими игроками рынка. Напраимер, норвежские эксперты из международной консалтинговой компании Nordea Markets полагают (Норвегия — один из крупнейших добытчиков нефти в мире), что оптимистический сценарий для международного рынка «черного золота» будет исполнен при снижении квот ОПЕК на 1 млн баррелей в сутки. Тогда «черное золото» остановится на цене в $70 за баррель, а потом достигнет отметки в $85-90 (сейчас — ниже $80).

Для России этого недостаточно. Ее экономике (инвестиции в которую — это фактически нефтедоллары от экспорта сырья) неужна цена не менее $100.

Как бюджеты нефтедобывающих стран зависят от «черного золота» (цены на нефть без дефицита бюджета за баррель)

Ливия $184
Венесуэла $161
Ирак $114
Алжир $113
Россия $105
Саудовская Аравия $89
ОАР $74
Кувейт $44