Сто лет назад в Николаеве телеги с зерном остановили работу порта

Комментарии:

Николаевские хлеборобы собрали в этом году два миллиона триста тысяч тонн зерновых. Неудивительно, что под николаевскими портами и у терминалов стояли громадные очереди доверху груженных машин.

Точно так же жарким летом 1904 года стояли переполненные телеги в николаевском порту. Но причина была иная. Это николаевские владельцы пароходов и их агенты забастовали, отказавшись фрахтовать иностранные суда, которые прибыли за хлебным грузом. Оказалось, что по сложившемуся обычаю николаевские экспортеры обязаны были вносить каждому капитану особую плату.
Деньги якобы нужны для закупки прикрытия или заграждения каждой отдельной партии «посредством рогож и брезентов». Хотя этот необычный налог уменьшился, приплату рассматривали как спецналог на русский хлебный экспорт в пользу английских капитанов и пароходных агентов.
Николаевцы посчитали и ужаснулись - он оказался «весьма чувствительным». Для города Николаева потери составляли огромную сумму - более 150 тысяч рублей! Местные экспортеры решили устранить несправедливость и забастовали.
Подсчитали потери и одесситы. И поддержали николаевцев. А хлеб все продолжал поступать. Вскоре все местные дороги были забиты телегами с рожью и пшеницей. Остерегаясь непогод и мощных ливней, которые могли неожиданно обрушиться на ожидавшее к отправке богатство, обе стороны срочно уселись вести переговоры. Ведь этого чудо-хлеба ждала вся Европа!
Напряженное время торопило, поэтому длинных речей и дискуссий не проводили. Деловые люди быстро нашли общий язык в решении возникших «налоговых проблем». В те дни их называли конфликтом «рогожек-подстилок».
Об этой битве за хлеб своим читателям поведал популярный в те далекие времена журнал «Русское судоходство».