Художника Аксельрода от войны спас... Иван Грозный

Комментарии:

Шедевры Николаевского музея имени Верещагина

«Семейный портрет» Меера Аксельрода пополнил коллекцию Николаевского музея имени Верещагина в 1976 году - через сорок лет после создания. Подарила его писательница Ривка Рубина, вдова художника. Именно она и ее дочь Елена изображены на этом полотне.
Родился Аксельрод в белорусском Молодечно. В начале Первой мировой войны его семья  переезжает в Тамбов. В окрестностях города свирепствовали банды. Мееру уже 14 лет, он только-только увлекся рисованием и начал писать пейзаж на опушке леса. Внезапно за спиной вырос человек с ружьем:
- Ты что тут делаешь?
- Рисую, - растерянно ответил подросток.
Этот простодушный ответ поверг бандита в такое замешательство, что он не тронул парнишку.
В 1918 году 16-летний Меер предпринимает попытку вернуться в Молодечно, но город оказался уже территорией Польши. Аксельрод жил в Минске, зарабатывал на жизнь рекламными плакатами для кинотеатров. В годы гражданской войны служил чертежником в Красной армии.
В 1931 году попал вместе со многими художниками под кампанию по борье с формализмом, порицался в советских газетах за пессимизм. Вынужден был перейти к иллюстрации книг и работе в театре. В 1941 году семья Аксельрода была эвакуирована, а сам художник остался в Москве. Он хотел узнать о судьбе арестованного брата, поэта Зелика Аксельрода, и ожидал призыва в армию.
Прослужил недолго, поскольку был отозван Сергеем Эйзенштейном для работы в съемочной группе фильма «Иван Грозный» в Алма-Ате.
После войны Аксельрод участвовал в групповой выставке в Москве на Кузнецком мосту в 1966 году, после которой сразу оказался в больнице. А через четыре года умер от инфаркта.