Художника Александра Волкова, рисовавшего «по-узбекски», не поняли сталинисты

Комментарии:

Шедевры Николаевского музея имени Верещагина

В коллекции Николаевского областного художественного музея имени В. Верещагина есть портрет Александра Волкова «Дети. Брат и сестра», написанный в 1926 году.
Этот художник родился в 1886 году в городе Скобелев - нынешней Фергане в семье гарнизонного врача. Детство его прошло в Туркестане. После окончания Оренбургского кадетского корпуса,  поступил в Петербургский университет, но, проучившись несколько лет, сменил его на художественное училище. С 1916 года Волков жил  в Ташкенте. Много путешествовал по Туркестану, где активно участвовал в работе по проектированию и изготовлению воинских нагрудных знаков отличия.
Волков писал колхозные стройки и сбор урожая, но и в этих картинах сохраняет условность рисунка. Колхозники у него не становятся героями-энтузиастами, они и во время уборки хлопка словно погружены в транс и на тракторе хранят недоступную пониманию европейца невозмутимость.
 Требования, предъявлявшиеся к советскому искусству в 1930-е годы, Волков принял с трудом. Не раз был ошельмован за «формализм», а в 1946 сталинистами отстранен от преподавания в Ташкентском художественном училище. Однако и на склоне лет мастер создал немало примечательных вещей - в частности, по-своему уникальный, неофициально-экспрессионистский образ войны, картину «Пиета».
Волков был сильным и во многом талантливым человеком - всю жизнь писал стихи, пел, любил долгие пешие походы. А Назым Хикмет так писал о художнике: «Говорят, он не знал узбекского языка, но зато он очень хорошо умел рисовать по-узбекски».