Ради добычи никелевой руды инвесторы не обращают внимания на лес, черноземы и ... законы

Комментарии:

Цена карьера

Не так уж много в Николаевской области осталось «ручейков», которые становятся источниками для наполнения бюджета. Судостроительные заводы в плачевном состоянии, морехозяйственный комплекс приносит пользу разве что отдельным персонам и отдельным группам, сельское хозяйство едва держится за счет плодородных земель. Но существует хотя и скрытый, но достаточно существенный полезный источник - полезные ископаемые. К сожалению, их разработка в области ведется с многочисленными нарушениями законодательства. А ловкие бизнесмены, которые вкладывают средства в добычу ископаемых, не учитывают позицию общин и игнорируют экологию и нормы землеустройства.

Запретили, и не остановили
Еще в 2009 году одна днепропетровская фирма получила разрешение на опытно-производственную разработку Западно-Лашевского месторождения. Участок располагается на территории Довгопристанського сельсовета Первомайского района Николаевской области. Пришло время (лицензия действует пять лет. - авт.), и фирма приступила к разработке карьера. Вырыли посреди поля, где до этого росли кукуруза, подсолнечник, пшеница, котлован. Сняли сотни тонн чернозема. Уничтожили сотни деревьев. Земля сельхозназначения изменила свой статус на промышленные земли.
Действия «гостей» не остались незамеченными. Ведь откровенно нарушается законодательство. Поэтому в конце мая для оценки ситуации к карьеру прибыли чиновники Первомайской райгосадминистрации, представители правоохранительных и землеустроительных органов и даже губюернатор Николай Романчук.
Последнего интересовало почему работы начались без разрешительной документации сильгоспинспекции, Госземагентства и договора с Довгопристанським сельским советом, которму должны были возместить за потерю земли 60% от общей суммы. Председатель ОГА распорядился, чтобы работы днепропетровского ООО были приостановлены, ведь все действия должны осуществляться законным путем, при наличии необходимых разрешений и договоров. Также он настаивал на необходимости открыть филиалы предприятия на территории Первомайского района для поступления налогов в местные бюджеты.
Но, как стало известно «Урядовому курьеру», даже спустя месяц работы по разработке карьера не остановили. Их приостановили только несколько дней назад, на момент приезда журналистов, и в связи с проведением всесторонней проверки. Кстати, журналистов на «секретный» объект представитель компании не допускал. Мол, опасно. Хотя никакой информации об объекте повышенной опасности на въезде в карьере не было. Мы напомнили об ответственности за «препятствование журналистской деятельности». Допустили. А посмотреть было на что.

Нарушений - на миллионы
За своеобразным блокпостом открывается неприглядный пейзаж. К карьеру строят дорогу, которая идет по бывшей лесополосе. Деревья вдоль дороги сотнями лежат корнями наружу. Их еще не выкорчевали полностью, но жизнь забрали. Далее располагается вагончик для рабочих, отдельно - место, где выстроилась мощная техника.
Пока и рабочие, и техника отдыхают. Но в том, что не так давно все они были при деле, убедиться легко, осмотрев сам карьер. Масштабы строительства впечатляют. За малый промежуток времени на 14 гектарах бывшей пашни вырыли глубочайшего котлован. Глубина - около десяти метров. До руды еще не дошли. Но сомнений нет: с таким рвением силикатно-никелевая руда скоро станет собственностью и разработчиков, и в дальнейшем - сырьем для Побужского ферроникелевого завода в Кировоградской области.
Кстати, эта руда имеет большой спрос на рынке. Платят за нее 30-32 доллара за тонну. По неофициальным источникам, карьер готов давать ежемесячно 40000 тонн. Несложно подсчитать, сколько разработчик заработает за месяц. На пока незаконном карьере.
Зато представитель фирмы-добытчика Алексей Ковтун, демонстрируя множество документов, уверяет: «У нас все по закону. Есть рабочий проект опытно-промышленной разработки Западно-Лащивського месторождения, лицензия и другие документы. Без рабочего проекта, поверьте, сюда никто бы не пошел. Это миллионные инвестиции».
В Госземагентстве Первомайского района утверждают, что рабочего проекта недостаточно. Руководитель управления Иван Люткевич уверяет, «к использованию участка можно приступать только после оформления договора аренды земельного участка. А его заключить можно после денежной оценки, утверждают на сессии районного совета. Также следовало взять разрешение на снятие плодородного слоя земли в сельхозпинспекции. Относительно вырубки зеленых насаждений разрешения выдают экологическая инспекция или лесоводы». Ни один из этих документов до последнего времени в компании не было.
Но уже точно известно, со слов председателя Первомайской райгосадминистрации Михаила Талпа, что за уничтожение деревьев и лесонасаждений экологическая инспекция насчитала фирме штраф на сумму более трех миллионов гривен. Еще миллион-два начислит сельхозпинспекция за снятие плодородного слоя. А сельская община уже получила в качестве компенсации или почти два своих годовых бюджета.
Конечно, это нехорошо - считать чужие доходы. Впрочем, все равно возникает вопрос: неужели фирма готова раздавать направо и налево миллионы, когда все можно было решить в соответствии с законодательством? Почти бесплатно. Как минимум, сэкономить на штрафных санкциях. Видимо, цена карьера слишком высока, она с лихвой покрывает «непредсказуемые» расходы.

Паи в подарок

Напомню, на месте карьера была пашня. Земли плодородные, черноземные. Но ради карьера восемь владельцев передали свои земельные паи безвоздмездно в коммунальную собственность села, и депутаты перевели черноземы в земли промышленного назначения. Неизвестно, сколько денег крестьяне получили за отказ от пая. Вроде бы, ничего. Передали свою собственность в аренду, совершив, так сказать, гражданский поступок, в интересах общества. Конечно, хочется верить, что именно так и было.
Безусловно, область, районы, села Николаевщины, нуждаются в инвестировании. Хорошо, что инвестор наш, украинский. Конечно, вложение дополнительных средств обеспечивает финансовую стабильность для развития территорий, наполняет бюджеты, создает рабочие места. Но инвестор, только начав деятельность, уже нарушает закон. Какая ему вера дальше? К тому же все те социальные «подарки» в виде дорог, окон и всего остального - пока только на словах.  
И все же, в этой и в других подобных историях есть некий моральный аспект. Не экономический. Тут все понятно: карьеру быть.
Я не буду в очередной раз напоминать о ценности наших черноземов. Приведу пример, который услышала от председателя Первомайской райгосадминистрации Михаила Талпа. На Первомайщине - множество карьеров. И по завершении разработок хозяева засыпают карьеры и рекультивируют их. Глина, чернозем - и так слоями. Однако за последние десять лет ни на одном бывшем карьере не родит ничего! А земля на Первомайщине – самая плодородная в области. Видимо, что-то не так - природу не обманешь. Нельзя восстановить песчинку к песчинке, и землю уже нельзя вернуть земле.

Компетентно

«За пять лет, что будет разрабатываться карьер, планируем полностью обновить село»
Сергей ТИТАРЕНКО, председатель Долгопристанського сельского совета:

- «К нам обратилась эта фирма где-то в 2008 году с ходатайством о передаче им земель Западно-Лащевского месторождения. Сельсовет согласование дал. В этом году они вдруг начали заниматься карьером. Люди добровольно отдали свои паи. По этому поводу заседала комиссия, каждого вызвали, спрашивали о мотивах и разъясняли, что в дальнейшем эту землю могут и не вернуть. Конечно, видим для себя «плюсы» проекта. Я собрал предложения по проблемам из всех руководителей бюджетных учреждений. Расставили для себя приоритеты: следует помочь в газификации Долгой Пристани; обустроить группу в детском саду, где они (недроразработчики. - Ред.) обещают установить энергосберегающий котел; отремонтировать дороги к селу и ямочный ремонт в селе; установить окна и двери в школе, детском саду, ФАПе. Надеемся, за те годы, в течение которых будет разрабатываться карьер, полностью обновить село. Правда, есть проблема. Они нам уже перечислили определенную сумму. Но потратить ее можно только на облесение. То есть, деньги есть, а назначение целевое. На другие нужды - нельзя. А потребности то у нас есть и другие».\

Елена Ивашко, "Урядовый курьер"