Бунт во Врадиевке: Это дело было создано под будущий Майдан

Комментарии:

Ровно год назад в николаевской глубинке жестоко избили и изнасиловали местную жительницу Ирину Крашкову

Врадиевка стала первым местом Украины, где население пошло на открытое сопротивление местным властям. Из социального протеста в поселке родилась знаменитая врадиевская хода, участники которой выдвигали не только антикоррупционные, но и политические требования по смене правительства.

Напомним, 26 июня 2013 года неподалеку от поселка произошло жестокое избиение и изнасилование местной жительницы Ирины Крашковой. За это преступление были задержаны капитан Евгений Дрижак, лейтенант Дмитрий Полищук и таксист Сергей Рябиненко. Несколькими месяцами позже по приговору суда милиционеры получили по 15 лет, таксист — 11 лет лишения свободы. Коллега милиционеров — майор Михаил Кудринский, которого обвинили в избиении Сергея Рябиненко и попытке отмазать своих сослуживцев от тюрьмы, получил 5 лет лишения свободы. Ирина Крашкова по приговору должна была получить от своих обидчиков 450 тыс. грн за причиненный моральный ущерб.

Жестокость совершенного преступления, а также первоначальный отказ руководства поселковой милиции арестовать своих коллег, взорвал доселе мирный и сонный поселок — возмущенная толпа попыталась взять штурмом райотдел милиции, забросала здание бутылками с коктейлями Молотова.

Щиты наготове

Бунтовавшая Врадиевка спустя год после событий опять напоминает сонное царство. Возле бушевавшего некогда страстями райотдела милиции — ни души. О том, что милиционеры помнят события годичной давности, напоминает лишь вооруженный «калашом» постовой сержант. В помещении дежурной части на шкафу сложены каски с забралами и металлические щиты. В углу, как и год назад, висит объявление о розыске неизвестных преступников, которые тремя годами ранее убили еще одну жительницу Врадиевки — 15-летнюю Алину Поркул. Это преступление до сих пор не раскрыто.

В ноябре 2013 года большая часть врадиевских милиционеров была уволена после проверки комиссией МВД. Сейчас райотдел возглавляет «образцово-показательный» подполковник милиции Николай Серга, который привел в местную милицию свою команду. При нем, как уверяют врадиевцы, поселковые милиционеры начали нести службу «по уставу». «Чуть ли не права зачитывают, когда подходят к нарушителям, в стиле американских копов», — шутят поселковые.

Отомстили воротами

Между тем жители поселка до сих пор не сошлись во мнении — кто прав, а кто виноват. Одни симпатизируют милиционерам и обвиняют Ирину Крашкову в инсценировке изнасилования, другие говорят о справедливости наказания. Сама Ирина Крашкова наотрез отказывается встречаться с журналистами: «Произошло то, что произошло. Комментировать это я не буду. Уезжайте, ничего вам не скажу, задолбали!»

Разговор с Ириной проходит в присутствии ее матери, Марии Кирилловны и сына Димы. По словам Марии Кирилловны, Ирина нигде не работает и уже год живет на пособие по инвалидности — после суда Крашковой дали вторую группу. Сын Ирины — Дима Гуртовенко упомянул о том, что после суда ворота их домика кто-то облил краской. «Некоторые во Врадиевке говорят нам плохие слова, о маме. Но лично мне или бабушке никто не угрожал. А так — все нормально, мама просто не хочет ни с кем говорить, не обижайтесь!»

Ждут кассации в СИЗО

Компенсацию по моральному ущербу Ирина еще не получала — осужденные по этому делу Дмитрий Полищук и Евгений Дрижак подали кассацию. Сейчас оба экс-милиционера находятся в Лукьяновском СИЗО. А осужденный на 5 лет за служебное преступление бывший майор милиции Михаил Кудринский не оспаривал решение суда.

«Миша не верит в честность судей. Весь судейский корпус нужно люстрировать, вот тогда можно отстаивать свою правоту», — объяснил мотивы отказа своего сына его отец — Леонид Кудринский. Бывший егерь и таксист Сергей Рябиненко, получивший 11 лет, также отказался от апелляции и отправился в колонию.

Детей подставили политики

«Все это дело было создано под будущий Майдан. Перед штурмом милиции во Врадиевке появилось несколько нардепов — от «Свободы», «Батькивщины» и УДАРа, которые начали пиариться на этом. Для массовки политики подогнали несколько автобусов с гастролерами из Первомайска и Киева. Под милицией тогда хулиганили не только местные — там половина приезжих было», — утверждает мать Евгения Дрижака, Мария Ивановна.

Между тем родственники осужденных экс-милиционеров Евгения Дрижака и Дмитрия Полищука утверждают, что дело против их близких было сфабриковано. «Все это подстава, хотели создать повод для возмущения против властей. Ирина Крашкова была избита, но не Димой и не Евгением Дрижаком. Крашкову избил ее знакомый Сергей Рябиненко, а потом дал ложные показания против милиционеров. И изнасилования не было — несколько экспертиз в разных городах дали заключение — у Ирины Крашковой не было половых контактов с мужчинами не только в момент преступления, но и в течение 9 дней до этого!» — рассказал отец Дмитрия Полищука - Александр.

«Сергея Рябиненко, скорее всего, запугали, заставив оговорить наших ребят. Он и до этого избивал девушек, эти факты зафиксированы в милиции. А Крашкова сначала называла совсем другие фамилии тех, кто ее избил и изнасиловал. Однако они не подошли следствию — у этих людей было алиби. И появились наши сыновья. Это тоже есть в материалах следствия», — вторит ему мать Евгения Дрижака — Мария.

По словам родни осужденных милиционеров, Ирине Крашковой после суда они не мстили. «Да в суде друзья наших сыновей кричали о мести. Но это такое — молодежь есть молодежь. Мы с ней даже встречаться не хотим», — уверяет Мария Дрижак. Зато отец Дмитрия — Александр Полищук говорит о своем желании встретиться на телевидении с Крашковой. «Я готов задать ей такие вопросы, на которые она не ответит», — добавляет Александр Михайлович.

После Майдана о Крашковой забыли

Интересно, что многие врадиевцы признаются, что события годичной давности они оценивают как «временное помешательство». «Для чего бунтовали — непонятно, ведь и Диму Полищука, и Женю Дрижака многие врадиевцы хорошо знали. Были конечно, у них «косяки», как у многих ментов. Но так в поселке всегда заведено: ты в погонах — значит царь и бог. Избить они ее могли. Но изнасилование Крашковой — бред, это раздули наши доморощенные политики. А нас всех просто использовали — организовали ходу, а о Крашковой вовсе забыли. После Майдана она стала не нужна», — утверждает 26-летний житель Врадиевки Алексей В.

Ему поддакивает его друг Сергей: «Когда по поселку пошли слухи об изнасиловании Крашковой, то всполошилась местная «Свобода». Их деятели побежали поднимать народ против ментов. Всех звали на митинги, говорили о том, что менты — гады. Ну мы и поддержали, чего уж там. И сейчас менты забыли, что мы их прищемить можем, совсем нюх потеряли. Чуть выпьешь, или покуришь не то, сразу в милицию забирают».

Более взрослые жители Врадиевки настроены миролюбиво. Пожилой продавец вишни на обочине резюмирует: «Побунтовали тогда и хватит. Майдана и революции нам не нужно. А кто прав, кто виноват, пусть суд разбирается. Дали ментам приговор, значит правильно. Хотя мы знаем, какие у нас суды… Могли под Майдан подогнать».

Детектор лжи и экспертизы

По мнению Александра Полищука, о подставе говорит и то обстоятельство, что Дмитрий Полищук и Евгений Дрижак прошли детектор лжи, который показал с точностью до 95%, что экс-милиционеры не виновны. А Крашкова отказалась. Родители предъявляют несколько документов — заключений экспертиз, а также копий судебных протоколов (находятся в редакции. — Авт.). Прочитав их, возникают вопросы.

Эксперты так и не нашли семени осужденных милиционеров у Ирины Крашковой. Если верить экспертам, Ирина не вступала в отношения с мужчинами 7–9 суток до преступления. Также под ногтями девушки не было найдено следов милиционеров Дрижака и Полищука. Зато найдены микрочастички Сергея Рябиненко.

В машине Рябиненко, в которой Крашкову вывезли, не нашли частичек одежды экс-милиционеров. По показаниям Ирины Крашковой, ее изнасиловали и избили около 0:30 ночи. Однако в 1:30 ночи, судя по телефонной распечатке, она звонила своей знакомой с дискотеки.

Мать Евгения Дрижака рассказывает и о видео из помещения милиции, переданной в суд. «Евгений во время преступления находился в райотделе — он был оперативным дежурным», — уверяет она. Однако была ли запись в распоряжении следователей — неясно.

Брат Ирины — Геннадий Крашков примерно в это же время затеял драку на дискотеке с другим завсегдатаем. Очевидцы говорят, что одним из присутствовавших при этой драке был… Дмитрий Полищук (по материалам следствия он в то же время находился в нескольких километрах от Врадиевки. — Авт.).

Александр Сибирцев, Вести