Мэр Юрий Антощенко - достойный выбор для Николаева

Комментарии:

Николаев, кстати, не такой уж и маленький город по европейским меркам. А если вспомнить о наличии в нем солидных предприятий и его прошлом, так и вовсе - стратегический населенный пункт Украины. Но то, как сегодня живут николаевцы и в каком состоянии находится город, целиком на совести местной власти. Можно, конечно, кивать на Киев и говорить, что все беды проистекают оттуда, денег нет, поэтому так плохо. Но ведь есть города Украины, во главе которых стоят настоящие патриоты. Факты говорят за себя - состояние самих городов и жизнь горожан существенно отличаются от прочих, причем не в худшую сторону.

Сейчас время выбирать нового градоначальника. Горожане давно уже не верят в то, что кто-то придет и сделает лучше. Но выбирают кандидата, исходя из «цветастости» его обещаний и количества наглядной агитации и рекламы. А этот человек, потратившись на выборы и заняв кресло мэра, начинает «отбивать деньги», покрывая траты своих спонсоров. Поэтому смотреть надо не на количество обещаний кандидата, а на его репутацию и реальные дела, которые он успел сделать. У нас не такой большой город, чтобы хоть что-то в нем могло остаться незамеченным и скрыться от пытливого глаза интересующихся.
Юрий Антощенко - весь на виду. Он руководит одним из самых успешных и прибыльных предприятий Николаевщины -ПАО «Николаевоблэнерго», немало делает для родного города - ему незачем скрываться и нечего скрывать. В его устах аргументация, что ему хочется навести порядок в родном городе, выглядит вполне убедительно. А если учесть, что у Юрия Михайловича репутация человека, способного держать слово, есть веские основания полагать, что, став мэром, он начнет менять город к лучшему. Мы понимаем, что одного желания мало, но у Антощенко, ко всему прочему, вполне реальные и внятные программа и план действий. О них и пойдет речь в данном интервью - читайте, сравнивайте, решайте.

Зачем ему мэрство?
- Юрий Михайлович, вы успешный бизнесмен и руководитель, работа мэра - это большие хлопоты, зачем вам все эти лишние заботы?
- Мне лично надоел бардак в городе, разбитые дороги, мусор, заброшенные парки, грязные подъезды. Меня как нормального человека волнует, опрятно ли я одет, чистый ли мой дом, в красивом ли городе я живу. Ко мне приезжают друзья из Киева, Харькова, Львова, Донецка, Европы, США, и мне порой стыдно прокатить их по городу по разбитым дорогам. А почему? Я люблю Николаев и хочу его преобразить в европейский город. Ведь все мы достойны качественной жизни, и я готов навести в нем порядок. У меня есть успешный опыт преображения ПАО «Николаевоблэнерго» из убыточного предприятия в одно из ведущих в отрасли. А город - то же предприятие, только больше.
Я - николаевец, и знаю проблемы города, как никто другой. За моими плечами - команда профессионалов, грамотных менеджеров и хозяйственников, которые вместе со мной будут решать все проблемы. На мой взгляд, градоначальник должен быть, прежде всего, хозяйственником и идеологом, определяющим будущее города на десятки лет. Он должен знать, в каком районе отремонтировать дорогу, где необходимо построить жилье, как помочь пенсионеру, ветерану, молодежи. Я работаю и буду работать так, чтобы и через пять, и через десять лет ни мне, ни моим детям не было стыдно ходить по улицам родного Николаева и смотреть горожанам в глаза!
- И что вы предлагаете николаевцам?
- Я не обещаю ничего сверхъестественного, кроме как честно и открыто выполнять свою работу. Многие из кандидатов любят говорить, а я люблю делать. За год-полтора я изменю жизнь в Николаеве так, как не сможет это сделать ни один из кандидатов, которые сейчас баллотируются. Посмотрите, что они сделали, каких результатов добились, что сделали полезного для города? Только разговоры и обман.

Борьба с коррупцией - главная задача мэра
- Сейчас все обещают борьбу с коррупцией до ее полного искоренения. Верите ли вы, что коррупцию можно если не победить, то хотя бы свести к минимуму?
- Коррупцию порождает не только бюрократическая система, но и сами люди. И они должны, наконец, осознать, что их выгода в том, чтобы чиновники принимали решение не за счет взяток, а исходя из общественных, а не собственных интересов. Не секрет, что ежегодные потери от коррупции, которые несет государство, а значит, мы с вами, составляют миллиарды гривен. Но ведь эти деньги могли бы идти на медицину, образование, армию, а не на обогащение небольшой группы людей.
Мы все сетуем на то, что город бедный, не хватает денег. Но ведь мы бедные потому, что воруют безбожно и из городской казны, и из государственной. Если бы не было такого воровства - были бы деньги и на ремонт дорог, крыш, подъездов, уборку города, и на развитие в целом. Поэтому я считаю своей первостепенной задачей борьбу с коррупцией чиновников. Именно это поможет сразу увеличить поступления средств в городской бюджет на все нужды, социальную поддержку.
Главная задача, стоящая перед нами сегодня - разрушить действующую систему «откатов». Мы повсеместно сталкиваемся с коррупцией на уровне государственных инспекций, муниципальных служб, на дорогах. И чтобы эти чиновники не брали взяток, необходимо максимально упростить процесс получения различных разрешений, справок, документов, а где есть возможность, просто заменить чиновников на компьютеры. Тем, кто остался - увеличить зарплату на 100 процентов, открыть социальный депозит чиновника, куда и перечислять половину увеличенной зарплаты. Но при этом каждый государственный чиновник должен знать - взял взятку, будешь сурово наказан. И лишишься депозита. А проработав год и более, человек подумает: «А зачем мне брать взятки? У меня счет в банке, соцпакет, уважение и признание горожан». Так сделали в Турции. Человек проработал на госслужбе от одного года до трех лет и уже понимает - он человек состоятельный, у него деньги на депозите, страна его уважает. Так и искоренили коррупцию, безболезненно.
- Может, все дело в нашей ментальности?
- Дело тут не в ментальности. Давайте вспомним Сингапур, который сейчас входит в тройку стран-лидеров, где уровень коррупции минимальный. А ведь всегда считалось, что у азиатов традиция «дать на лапу» - в крови. Тем не менее, в стране смогли построить такую систему взаимоотношений, когда люди доверяют государству. Кстати, первые шаги, которые сделали власти Сингапура в борьбе с коррупцией - в несколько раз увеличили зарплаты чиновникам. Это позволило привлечь в государственный сектор лучших специалистов и стало для них неплохим стимулом не брать взятки, чтобы не потерять высокооплачиваемую работу. Наряду с этим, чиновников всех рангов и их семьи лишили неприкосновенности. Агенты созданного Бюро коррупционного расследования получили право проверять банковские счета, имущество не только чиновников, но и их детей, родственников.
С чиновниками на местах боролись тоже особыми методами - максимально упрощая процедуры принятия решений, вплоть до отмены ряда разрешений и лицензий, удаляя всякую двусмысленность в законодательстве. Тот же, кто попадался на взятках, был не только осужден, но и моментально предан огласке, став «героем» всех телеканалов и первых полос газет. И результат таких, казалось бы, понятных шагов, не заставил себя долго ждать - взять какое-либо преподношение для чиновника в Сингапуре стало подобно смерти.
- Вы изучали мировой опыт борьбы с коррупцией?
- Да, я изучал практику борьбы с коррупцией во многих странах. Все знают, что в Китае взяточничество карается или смертной казнью, или пожизненным заключением. Но там есть еще и такие «превентивные меры», как ротация кадров во всех органах власти. Это лишает чиновников возможности использовать служебные или дружеские связи, способствующие незаконным действиям. В Великобритании за участие в коррупционных сделках можно получить от трех до пяти лет лишения свободы. Причем ответственность предусмотрена как для берущих, так и для дающих взятки. В Финляндии, которая в рейтинге Transparency International занимает четвертое место, за казнокрадство и взяточничество также предусмотрено суровое наказание - от штрафов до лишения свободы на несколько лет. При этом чиновникам запрещается принимать подарки, угощения, любые другие услуги за счет заинтересованных лиц, на прохождение дел которых они могут влиять. То есть, разные страны выработали свои эффективные методы в борьбе с коррупцией. И я считаю, если смогли они, это под силу сделать и в Николаеве. Для этого не нужно придумывать велосипед, достаточно просто изучить существующий опыт и выбрать то, что может быть эффективно у нас.

Его проекты - системный подход
- Еще один пункт, который, кстати, есть не только в вашей программе - возрождение николаевского кораблестроения, в котором заинтересованы многие жители нашего города, так как он поможет вернуть Николаеву былую славу и силу, создать новые рабочие места, чтобы квалифицированные работники не уезжали на заработки, а молодежь оставалась в городе. Можно об этом подробнее?
- Главная проблема отечественного судостроения в том, что все годы независимости мы имеем очень ненадежного и недальновидного партнера в лице нашего государства. До сих пор в Украине не было грамотного менеджера, который бы на государственном уровне профессионально координировал работу этой отрасли.
Но ее нужно поднимать с колен. Сейчас на мировом рынке судостроение набирает обороты. По данным IHS-Maritime, в прошлом году объем полученных верфями новых заказов показал самый высокий уровень с 2007 года, когда наблюдался судостроительный бум. Всего несколько десятков стран в мире умеют строить корабли, и одна из них - Украина. Поэтому мы должны использовать весь свой конкурентный потенциал, свое преимущество, чтобы возродить судостроение.
Не стоит забывать и о том, что судостроение также оказывает положительное влияние и на смежные отрасли - машиностроение, приборостроение, производство новых материалов. Кроме того, судостроение открывает совершенно новые транспортные возможности. В частности, для экспорта украинского зерна комбинированным речно-морским путем.
У наших заводов еще есть потенциал - есть стапеля, есть и специалисты, которые вынуждены сейчас искать работу за рубежом, в той же России. Способствует и рыночная конъюнктура. В мире заметно увеличиваются заказы на строительство балкеров, танкеров и многих других типов судов, на которых специализировались наши заводы. Есть хорошие перспективы и по оборонному заказу. А значит, нам необходимо развивать эту отрасль, учитывая новые экономические и международные реалии.
- Тем не менее, пока отечественные судостроители не могут конкурировать на достойном уровне на мировом рынке?
- Могут, причем, и качеством, и ценой. Но им нужна помощь и финансовые гарантии как на государственном, так и на городском уровне. Государство должно поддерживать отрасль не на словах. Инструментами поддержки должны быть налоговые льготы, специальный режим кредитования, стимулирование инноваций, содействие модернизации. Есть программа придания Николаеву статуса свободной экономической зоны, что позволило бы решить многие его проблемы и ее нужно заставить работать.

Каким станет город
- Ну, и, если можно, о программе. Которую вы собираетесь реализовать непосредственно в городе, так сказать, для его пользы и блага?
- Один из первых пунктов программы - «Дороги». Мне кажется, в Николаеве еще никогда не было таких ужасных дорог, как сейчас. У нас все время делают так называемый «ямочный ремонт», то есть временно латают дыры, причем как попало и чем придется. Наверное, каждый житель города хотя бы раз видел подобную картину - рабочий лопатой насыпает в яму некую асфальтоподобную смесь, и притаптывает ее ногой или идет в ближайшую посадку, приносит оттуда лопату «родючої землі з пролісками», засыпает ее в яму, сверху посыпает той же самой смесью и снова притаптывает сапогом. Дороги от этого не становятся лучше. Но при такой «борьбе с ямочностью» из городского бюджета утекают огромные суммы денег. Я считаю, что пора уже перейти от этой практики к использованию европейского опыта. Прежде всего, городу нужны долгосрочные контракты с автодорожными предприятиями, где четко прописывались бы и финансовые мотивации для компаний, и гарантии на дороги. Другими словами, подрядчики должны получать средства на эксплуатацию дорог не за объемы ликвидации ямочности трещин, а за состояние дороги. Отдельного внимания заслуживает решение проблемы с тротуарами, которые не ремонтировались лет двадцать, и все это время люди ломают ноги, портят обувь, не могут проехать с детской коляской.
Мы намерены также завершить реализацию заброшенного проекта «Сердце города», облагородить места культурного отдыха, подключить wi-fi.
Еще один важный пункт программы - «Светлый город». Мы займемся полным восстановлением систем освещения всех улиц и дворов Николаева. В наших планах использовать новый тип энергосберегающих ламп, что позволит экономить электроэнергию, сохраняя городской бюджет.
- Но ведь проблемы города это не только состояние дорог?
- Естественно. В течение двух-трех лет можно полностью упорядочить дворы в микрорайонах - от восстановления асфальта и установки детских площадок до капитального ремонта крыш, стыков панелей, лифтов, подъездов, внутридомовых сетей. Кроме того, будет введен жесткий контроль своевременного вывоза мусора, санитарного состояния улиц дворов. Самое пристальное внимание мы собираемся уделить «частному сектору».
Кстати, вы знаете, что официально в нашем городе работают около 630 дворников? Это крайне мало, учитывая территорию города. Поэтому нынешняя городская власть хорошо спекулирует на том, что организовывает субботники. Но ведь горожане не должны это делать - это работа коммунальных служб.
- Однако проблему с мусором невозможно решить только силами дворников. Большой город производит огромное количество мусора, куда его девать?
- Тут не нужно выдумывать велосипед. Во-первых, мы воспользуемся опытом мэров других городов. К примеру, в 2007 году новоизбранный мэр Винницы придумал способ, как обеспечить своевременный вывоз мусора. На каждом баке с мусором написали мобильный телефон начальника жэка района размещения бака, чтобы граждане могли сообщить начальнику о проблеме с вывозом. Мэр время от времени сам звонил на номера этих телефонов и проверял, отвечает ли начальник жэка на звонки. Тех, кто не отвечал - увольняли. Эффект был поразительный - через пару месяцев проблемы вывоза мусора в Виннице не стало.
Во-вторых, мы намерены привлечь инвестора для строительства в городе мусороперерабатывающего предприятия. Это сразу решит проблему чистоты, улучшая состояние экологии в городе, и даст дополнительные средства в бюджет. При этом жители больше не будут платить за вывоз мусора и страдать от повышения тарифов. Ведь мусор станет товаром. Его будут покупать у города те же предприятия, которые намерены его перерабатывать. Благодаря этой инвестиционной программе город получит достаточный автопарк мусоровозов. Мы уже провели переговоры с австрийцами и немцами, они заинтересованы приступить к работе.

Самоуправление - это не сепаратизм
- Еще одно «больное» место города - жилищно-коммунальное хозяйство. У вас есть какие-то конкретные планы по приведению в порядок этого сегмента?
- На мой взгляд, пока жэк находится в городском управлении, он убыточен и постоянно требует финансовых вливаний. Как только он становится частным, появляется прибыль. Но, к сожалению, услуги от этого более качественными не становятся. Поэтому очень важный вопрос - эффективный менеджмент и контроль.
Мы внедрим механизм подотчетности жэков горожанам. Необходимо оптимизировать систему жилищно-эксплуатационных контор, ликвидировав наименее эффективные жэки и передав их жилой фонд более эффективным.
Снова приведу в пример опыт Винницы, который можно внедрить и в Николаеве. Сначала в городе определили территории обслуживания. Следующим шагом обозначили придомовые территории и ввели подомовой тариф. А еще свели все базы данных в единый расчетный центр, создав единую и современную систему начисления субсидий. И, наконец, приблизились к еще одному, очень важному этапу - модернизации системы теплообеспечения города, объединив мощности основных теплоснабжающих организаций. Каждый житель будет понимать, за что он платит, и сможет требовать надлежащих услуг или вовсе не платить.
- Ну, и в рамках предыдущего вопроса о пенсионерах, ветеранах - тех, для кого коммунальные платежи являются существенной статьей расходов?
- Ветераны - это наша большая гордость, но чиновники всех уровней, дерибанящие землю, погрязшие в коррупции и дерущиеся за должности, вспоминают о фронтовиках Великой Отечественной войны в лучшем случае два раза в год - в день ее начала и в День Победы. И то для того, чтобы накормить ветеранов солдатской кашей и дать очередные пустые обещания.
Но так не должно быть! Всем нам, особенно сейчас, когда мы стоим, не дай Бог, на пороге новой войны, необходимо помнить те страшные годы, чтобы подобные трагедии никогда не повторялись на нашей земле.
В этом году Украина отметит 70 лет со дня своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков. И нужно не просто помнить тех, кто выстрадал эту победу, но и дать этим людям возможность жить по-человечески, а не влачить жалкое существование, когда не хватает на самое необходимое - лекарство, нормальную еду.
Если не хватит городского бюджета, буду максимально отстаивать интересы людей и «выбивать» средства из областной и государственной казны, задействовать все возможные ресурсы.
Более того, чтобы наполнить городской бюджет, а в течение одного года его можно увеличить на 40-50 процентов, достаточно просто сломать существующие коррупционные схемы. Это даст деньги и на ремонт дорог, и на решение многих социальных проблем жителей города. Задумайтесь, только проведение открытых тендерных торгов через интернет на передачу коммунального имущества позволит пополнить городскую казну более чем на 100 миллионов гривен в год.

Учет и контроль
- Вы упомянули о контроле и ответственности за деятельностью мэра, я знаю, что у вас есть целый план того, как сделать работу градоуправления прозрачной.

- Правильно. Люди должны контролировать мэрию. Мне-то бояться нечего, я не собираюсь воровать из бюджета, я достаточно состоятельный человек. Наоборот, буду пресекать даже самые малейшие проявления воровства, коррупции в горисполкоме. А чтобы ликвидировать все предпосылки для возникновения схем расхищения средств городского бюджета, буду проводить открытые тендерные торги на закупку товаров и услуг на нужды города через интернет. Таким же способом - через интернет - будут проходить торги по передаче коммунального имущества в аренду, в частности земли, зданий, помещений, оборудования. Не зависимый ни от кого способ.
У меня в планах - создать при мэрии Экспертный комитет по проверке и пересмотру законности ранее заключенных договоров аренды коммунального имущества на предмет их реальной стоимости.
Я готов открыто заявлять о том, что, когда, как и за какие средства планируется сделать в городе. Потому и не боюсь контроля со стороны общественности. Для этого, во-первых, я намерен инициировать создание независимой общественной организации жителей города. Представители этой организации получат право доступа к информации по всем без исключения решениям, которые будут принимать городской совет и его председатель. Во-вторых, будут открыты «горячая» телефонная и интернет-линия, куда николаевцы смогут обращаться с заявлениями и обращениями, минуя длительный путь почтовой переписки и общения с чиновниками. Моя команда будет собирать предложения и пожелания жителей города, структурировать их и вычленять самые действенные для внедрения в жизнь. Мы всегда будем открыты и готовы к диалогу.
В-третьих, я собираюсь восстановить районные советы и наделить их полномочиями, поскольку считаю, что это справедливое право каждого района оперативно решать местные проблемы самостоятельно.
Кроме того, я готов давать ежемесячный отчет мэра о проделанной работе в прямом эфире местного телеканала с возможностью каждому жителю города задать вопрос мэру. Все это будет влиять на организацию общественного контроля над деятельностью городских властей, обеспечит прозрачную работу и не позволит возобновить коррупционные отношения в органах местного самоуправления.

Ему здесь жить!
- Что ж, вполне исчерпывающая информация о планах и задачах кандидата в мэры. По крайней мере, нет основания вам не верить, а если все получится, у нас появится шанс жить в европейском процветающем городе. Что вы можете сказать, так сказать, напоследок - в конце нашего интервью?
- Часто говорят, что мэр должен быть хозяйственником и своего рода креативщиком, чтобы придать Николаеву собственный, непохожий на другие города стиль. Можно вспомнить опыт столицы Албании, когда ее мэром стал художник Эди Рама. Первое, что он сделал, вступив в должность, - раскрасил все жилые дома Тираны в яркие краски. И лондонский исследовательский центр City Mayors удостоил его звания Мэра Мира. Но я все же больше хозяйственник и займусь, в первую очередь, насущными проблемами города. Есть весьма позитивные и удачные примеры деятельности мэров и в Украине. Тот же Гройсман из Винницы, который за короткий срок изменил свой город - на них стоит равняться и их опыт стоит использовать. Я ведь не претендую на высокие награды - давайте сделаем то, что собираемся. Повторюсь, мне надо как истинному николаевцу, чтобы мой город стал чище, лучше, красивее, чтобы мне было не стыдно в нем жить. А у моих детей не возникало желания уехать отсюда. В любом случае, никто не может упрекнуть Юрия Антощенко в том, что он нарушал данное кому-то слово. Давайте сначала я стану мэром, остальное увидите и оцените сами. Тем более, что я иду на мэра для начала на полтора года. Понравлюсь как мэр - избирайте еще.

 Владимир Николаенко,
журналист