Мечтаю о европейском Николаеве

Комментарии:

У Николаева сегодня 11 городов-побратимов. Среди них и российская Москва на севере, и китайский Дэчжоу на востоке. Есть города-побратимы в Белорусии, Грузии, Болгарии, Турции, Италии, Франции и даже в непризнанной Приднестровской молдавской республике. Нет только в этом списке города из страны, которая для этой роли сейчас подходит лучше всего - соседней Польши.

Поляки в Николаеве - тема, незаслуженно мало раскрытая. И хотя официально поляков во всей Николаевской области не более полутора тысяч человек, если вы в Николаеве заговорите с кем-то о поляках, то очень часто услышите, что у него либо бабушка, либо дедушка были поляками, либо что-то другое связывает его с польским народом. Это вполне естественно для соседей. Стоит вспомнить, что и у гимна Польши начало такое же, как и у Украины: «Еще Польша не погибла». Некоторые историки также говорят, что если бы князь Потемкин не был влюблен в жену польского магната и не искал повода чаще наведываться в Украину, то Николаева, возможно, и не было бы. Впервые мне довелось побывать в Польской народной республике в 1976 году, потом в 1997 году, когда Польша освободилась от опеки Кремля, и пару лет назад, когда Польша уже была членом Евросоюза. Я видел Варшаву, Гданьск, Гдыню. И я видел, как меняются эти города. Как меняется вся страна.
В чем секрет успеха Польши? На мой взгляд, ответ очень прост. Польша выбрала правильное направление. И не только выбрала, но и движется в этом направлении. А Украина пыталась быть и поближе к цивилизованной Европе, и не терять связей с отсталой Россией, поставляя для нее такую же отсталую продукцию, изготавливаемую на таких же отсталых предприятиях по отсталым, устаревшим технологиям. А ведь известно, что «с кем поведешься, от того наберешься». Водиться с Россией в этом отношении совершенно невыгодно. Это не только мое мнение.  
«Любой союз Украины с Россией нецелесообразен и особенно убийственный в экономическом плане. Технологически мы останемся позади всего мира. Нам надо включаться в мировые рынки. Нам нужны знания, чтобы развивать технологии, которые есть на западе, но никак не в России. Вот я россиянин до мозга костей, но я вам говорю: ничего хорошего Украину не ждет, если она пойдет в Россию».
Это слова знаменитого хирурга и ученого Николая Амосова. Готов подписаться под каждым словом, сказанным Николаем Михайловичем.
Нам нужно двигаться на запад. Так, как это сделали поляки. Еще каких-то десять лет назад они с опаской смотрели на перспективу влиться в европейскую семью, не до конца были уверены, что они там кому-то нужны, что к ним там будут хорошо относиться, будут считаться с ними. Сейчас Польша - равноправный член Евросоюза, быстро освоившая правила игры, основанные на верховенстве права и на принципах демократии, умеющая отстаивать свои интересы. С недавних пор Польша все активнее  ратует за то, чтобы соседняя Украина тоже оказалась в этом сообществе. Причем, это желание вполне прагматично. Польша видит в Украине партнера, который с ней будет солидарен при принятии важных решений в ЕС, и тем самым увеличив шансы на то, что эти решения будут приняты так, как выгодно и Польше, и Украине.
Пример Польши также показывает, что в Евросоюзе можно защищать свой способ жизни и не бояться, что кто-то тебе навяжет чужую модель. Консервативная, христианская Польша уверенно держится своих устоев, перенимая у Европы только то, что ей нравится. Так, будто руководствуется наставлениями нашего Шевченко
«І чужому научайтесь, і свого не цурайтесь!»
Еще лет 25 назад Польша и Украина были на одном уровне развития. Когда началась горбачевская перестройка, из Украины в Польшу первые челноки везли на продажу всякую мелочь, и все это расходилось на ура. Потому что тогда этого у нее не было. Сейчас Польша в три раза богаче Украины. Хотят ли поляки, чтобы и мы стали богаче? Несомненно! И не только потому, что они соседи и хотят по-соседски нам помочь. Бедные соседи им просто невыгодны. Они производят все больше продукции, и им надо, чтобы это кто-то у них покупал. Чем богаче будут украинцы, тем лучшими потребителями они будут. Каждый ищет покупателя побогаче.
Итак, что же такое Европейский Союз, членом которого вот уже десять лет является Польша? В ЕС система власти построена на местном самоуправлении. Оно состоит в том, что местные власти имеют свой бюджет, которым сами распоряжаются, и не должны ни у кого просить разрешения на то, куда и сколько можно потратить денег. То есть власть понимается очень практично: власть - это деньги. И у города есть такая власть. У города есть деньги. В Польше даже шутят, что у городского головы власти больше, чем у премьер-министра.
Кстати, в Польше руководителя большого города называют президентом. И президент города имеет право распорядиться конкретной суммой, подписав соответствующее платежное поручение. Более того, денег у европейцев настолько много, что они экономят не на деньгах, а на времени, которое надо потратить, чтобы рационально их использовать. Поэтому широко распространена практика делегирования, когда городской голова поручает доверенным директорам распорядиться определенной суммой денег, а за собой оставляет только контрольную функцию.
Например, в городе Люблине, делегация из которого была недавно в Николаеве, с бюджетом в 500 миллионов евро есть 30 директоров. Каждый имеет полномочия на свою сумму. Они по своему усмотрению, исходя из потребностей города, разумеется, тратят эти деньги, ни у кого не спрашивая разрешения.  Государственное казначейство в том виде, в каком оно существует в Украине - это структура немыслимая в современной Польше. Она просто неконституционна. Контроль за использованием средств существует, но постфактум. Если будут обнаружены нарушения, то нарушителя ждет суд и, как минимум, запрет заниматься этой деятельностью.  
Такая система, состоящая из делегирования, доверия и контроля, дает прекрасные результаты. Человек, которому доверили большие деньги, старается их не украсть, а показать себя настоящим хозяином и в будущем получить полномочия на еще большую сумму. Чтобы такая система работала, полагаются не только на честность людей. Прозрачность - эффективное противодействие коррупции. Каждый документ доступен общественности. Каждый может получить информацию. Кроме того, те, кто облечен властью, все равно вынуждены принимать решения с учетом мнения простых людей.
Европейцы понимают, что люди есть люди, и часто тот, кто оказывается во власти, начинает забывать проблемы простых людей, наблюдая мир только через стекла своего автомобиля.
В Украине это хорошо видно по депутатам, получившим мандат от народа и тут же забывшим об этом народе. В современной Польше это почти невозможно еще и потому, что существует контроль масс-медиа. Плюс ко всему, в стране был сделан переход на электронные носители. Бумажные документы сканируются. Теперь документы нельзя выбросить в урну в надежде, что никто о них не вспомнит. Электронная память хранит все. Также можно подписывать документы, находясь на расстоянии.
С чего начала Польша, вступив в Евросоюз? Вспомните, что когда мы к какому-то слову прибавляем приставку «евро» - то, в первую очередь, подразумеваем качество: евростандарт, евроремонт, евродорога и т. п. Поэтому первое, что было сделано, это в 2004 году был внедрен стандарт IS0 9001. На это Польше дали деньги. В ЕС понимают, что двигатель экономики - большие города, такие, как Николаев. Поэтому деньги, в первую очередь, начали выделять им. Рискнули давать деньги тем, кто привык критиковать. И бывшие критики вдруг поняли, что все не так просто, и критиковать перестали. Европейское мышление - это удовлетворение запросов клиента. Клиент - наш пан, говорят поляки. Этот стандарт распространяется даже на общение. Окошечек, перед которыми клиент должен склониться в унизительной позе, почти нет. Равноправие внедряется даже на бытовом уровне.
Самое популярное в современной Польше слово - «проект». Это совокупность запланированных заранее действий, имеющая начало и конец, дающая в результате что-то осязаемо новое. И деньги выделяются на конкретный проект, длящийся год-два. Управление экономикой в Евросоюзе стратегическое. Это значит, что на семь лет планируется какой-то вид деятельности, и под это выделяются средства. Тот, кто хочет получить деньги, должен вписать свои действия в общую стратегию. Например, одной из стратегий было обновление парка общественного транспорта. Теперь в Польше вы не увидите автобус или троллейбус старше семи лет. Поэтому поляки, приезжающие в Украину, удивленно смотрят на раритеты полувековой давности.
Одним из ключевых понятий в ЕС является конкурс. Чтобы что-то начать делать, надо выиграть конкурс. Для этого надо быть лучшим. Поэтому ценятся профессионализм, а не родственные связи. Во времена коммунистической Польши («за коммуны», как говорят поляки) устроить племянника по блату на хорошую должность было едва ли не родительской обязанностью. Это явление, которое называют «непотизм» (мы говорим «кумовство»), за десять лет пребывания в Евросоюзе сошло на нет. У нас же это по-прежнему одна из главных проблем.
И самое главное. ЕС - это, прежде всего, сотрудничество. В самом прямом смысле этого слова. Не командование сверху вниз, а совместная работа, когда каждый знает свою задачу. Очень распространено сотрудничество между различными секторами: властью, бизнесом, наукой и так далее. Например, предприятию нужны инженеры. Власть инициирует, чтобы в вузе начали готовить необходимых специалистов. Вуз набирает нужных преподавателей. И закрутилось!
Как николаевец я всегда немножко завидовал соседней Одессе. Ей удалось лучше себя представить в мире. Подчас отвечая на вопрос, откуда я, говорил - из Николаева, но приходилось добавлять - это возле Одессы. Поляки тоже хорошо знают только Одессу. Полумиллионный Николаев с крупнейшими судостроительными заводами для многих поляков - полная неожиданность.
Открыть Польше и миру Николаев - моя давняя мечта!

 Сергей ИСАКОВ,
 кандидат на должность
 Николаевского
городского головы