Кандидат на пост Николаевского городского головы Юрий Антощенко: Город Николаев без коррупции - это реально. Нужно избавиться от практики «откатов»!

Комментарии:

О необходимости борьбы с коррупцией сегодня заговорили все - от высшего руководства страны обещающего со дня на день целый комплекс антикоррупционных мер, до бабушек на скамейках, обсуждающих «золотые батоны» чиновников. Все понимают - так дальше жить нельзя, нужно менять эту созданную за долгие годы и насквозь коррумпированную систему.

Но с чего начинать? Да и возможно ли быстро решить эту проблему на уровне страны, города? Наш собеседник - Юрий Антощенко, кандидат на пост Николаевского  городского головы  считает, что  можно. И готов не только поделиться советом, но и взять на себя ответственность за борьбу с коррупцией в городе.
- Юрий Михайлович, в своей предвыборной программе вы первым пунктом обещаете ликвидировать коррупцию. Вы правда искренне верите, что такое явление, как коррупция, можно ликвидировать? Ведь и сейчас, после таких перемен в стране, многие все равно считают, что коррупция, как и мафия, - бессмертна?
- На мой взгляд, сегодня Украина оказалась в ситуации, сродни той, которая была в Италии в 90-е годы прошлого века, когда даже в газетах писали: «Взятки стали такой же нормой жизни, как утренний кофе». Беда Украины в том, что все годы независимости у нас создавалась благоприятная почва для расцвета коррупции. Постоянная экономическая и политическая нестабильность, неэффективность институтов власти и гражданского общества, отсутствие прочных демократических принципов - все это привело к тому, что коррумпированность поразила все сферы жизни.
Причем связь между коррупцией и порождающими ее проблемами с каждым годом становилась все теснее. С одной стороны, проблемы усугубляют коррупцию, а с другой - масштабная коррупция обостряет все проблемы, мешая их решению. Поэтому снизить уровень коррупции можно только с одновременным решением проблем, ее  порождающих.
Но  я уверен: решить эти проблемы можно. Необходимо просто создать условия, когда в обществе будет просто невыгодно, стыдно и, если хотите, страшно брать и давать взятки.
- Не кажется ли вам, что опасность коррупции вытекает из массы удобств для тех, кто прибегает к ней? Для чиновников, от простых гаишников до министров, взятка равнозначна хорошему доходу, а для рядового гражданина - порой единственная возможность заставить того же чиновника работать.
- Коррупцию порождает не только бюрократическая система, но и человек. И он должен, наконец, осознать, что его выгода - в том, чтобы чиновники принимали решение не за счет взяток, а исходя из общественных, а не собственных корыстных интересов. Не секрет, что ежегодные потери от коррупции, которые несет государство, а значит, мы  с вами, составляют миллиарды гривен. И эти миллиарды могли бы идти на медицину, образование, армию, а не на обогащение небольшой группы людей.
Мы все сетуем на то, что бедные, не хватает денег. Но ведь мы бедные потому, что воруют безбожно из городской казны, из государственной. Если бы не было такого воровства из городского бюджета - были бы деньги и на ремонт дорог, подъездов, уборку города и на развитие в целом. Поэтому я считаю своей первостепенной задачей борьбу с коррупцией чиновников. Именно  это поможет сразу увеличить поступления средств в городской бюджет на все нужды, социальную поддержку.
Главная задача, которая стоит перед нами сегодня - разрушить действующую бюрократическую систему. Мы повсеместно сталкиваемся с коррупцией на уровне государственных инспекций, муниципальных служб, на дорогах. И чтобы эти чиновники не брали взяток, необходимо максимально упростить процесс получения различных разрешений, справок, документов, а где есть возможность - просто заменить чиновников на компьютеры.  Тем, кто остался - увеличить зарплату на 100 процентов,  открыть социальный депозит чиновника. Но при этом каждый государственный чиновник должен знать - взял взятку, будешь  сурово наказан.
- Может, все дело в нашей ментальности, и это непобедимо?
- Дело тут не в ментальности. Давайте вспомним Сингапур, который сейчас входит в тройку стран-лидеров, где уровень коррупции практически минимальный. А ведь всегда считалось, что в Азии традиция «дать на лапу» просто в крови. Но тем не менее, в стране смогли построить такую систему взаимоотношений, когда люди доверяют государству. Кстати, первые шаги, которые сделали власти Сингапура в борьбе с коррупцией - в несколько раз увеличили зарплаты чиновникам. Это позволило привлечь в государственный сектор лучших специалистов и стало для них неплохим стимулом не брать взятки, чтобы не потерять хорошо оплачиваемую работу. Но наряду с этим чиновников всех рангов и их семей лишили неприкосновенности. Агенты созданного Бюро коррупционного расследования получили право проверять банковские счета, имущество не только чиновников, но и их детей, родственников.
С чиновниками на местах боролись тоже особыми методами - максимально упрощая процедуры принятия решений, вплоть до отмены ряда разрешений и лицензий, удаляя всякую двусмысленность в законодательстве. Тот же, кто попадался на взятках,  был не только осужден, но и моментально предан огласке, став «героем» всех телеканалов и первых полос газет. И результат таких, казалось бы, понятных шагов, не заставил себя долго ждать - взять какое-либо преподношение для чиновника в Сингапуре стало подобно смерти.
- Вы изучали мировой опыт борьбы с коррупцией?
- Да, я изучал практику борьбы с коррупцией во многих странах. Все знают, что в Китае взяточничество карается или смертной казнью, или пожизненным заключением. Но там есть еще и такие «превентивные меры», как ротация кадров во всех органах власти. Это лишает чиновников возможности использовать служебные или дружеские связи, способствующие незаконным действиям. В Великобритании за участие в коррупционных сделках можно получить от трех до пяти лет лишения свободы. Причем ответственность предусмотрена как для берущих, так и для дающих взятки. В Финляндии, которая в рейтинге TransparencyInternational занимает четвертое место, за казнокрадство и взяточничество  также предусмотрено суровое наказание - от штрафов до лишения свободы на несколько лет. При этом чиновникам запрещается принимать подарки, угощенья  или любые другие услуги за счет заинтересованных лиц, на прохождение дел которых они могут влиять. То есть разные страны выработали свои эффективные методы в борьбе с коррупцией. И я считаю, если смогли они, это под силу сделать и Украине. Для этого не нужно придумывать велосипед, достаточно просто изучить чужой опыт и выбрать то, что может быть эффективно у нас.
- Юрий Михайлович, все, что вы сейчас говорите, больше касается решений государственного уровня. А что конкретно вы предлагаете сделать для борьбы с коррупцией в Николаеве?
- Первое - это разрушить схемы воровства денег из городского бюджета и практику «откатов» в органах местного самоуправления. Это позволит не только сохранить и наполнить городской бюджет, но и даст возможность горожанам  получать качественные услуги и товары по реальным, а не раздутым чиновниками ценам.  
Второе - сделать максимально прозрачными все тендерные процедуры. Проводить через интернет открытые тендерные торги по передаче в аренду коммунального имущества: земли, помещений, оборудования.
Третий важный шаг - создать при мэрии экспертный комитет по проверке законности ранее заключенных договоров об аренде коммунального имущества на предмет реальной, а не «копеечной» стоимости.
И наконец, в Николаеве уже давно стоит прекратить порочную практику поборов с родителей в школах и детских садах.
- Говорят, коррупция живет в тени, и чтобы с ней бороться, необходимо  застеклить стены, двери...
- Хватит говорить о прозрачности процессов. Надо действовать. У  нас в Украине уже есть подобная практика такой прозрачности, которую вполне можно внедрить в Николаеве, да и в других городах. Приведу пример Винницы, где руководство города впервые в нашей стране создало центр социальных и административных услуг под названием «Прозрачный офис». Деятельность этого офиса  построена на основе Единой информационно-аналитической системы социальной защиты населения. Благодаря такому подходу, уменьшается количество бумаг, которые нужно собирать и обрабатывать, а также значительно повышается эффективность использования средств.
В результате все виды социальных услуг предоставляются в одном месте, процесс сбора документов простой и прозрачный, при обслуживании  обеспечиваются комфортные условия. А поскольку информационные терминалы заменили большое количество чиновников, снизился к минимуму риск злоупотреблений со стороны должностных лиц.
И такой подход очень правильный. Не должен человек бегать по кабинетам, прислуживая власти. Это власть должна спокойно и качественно делать свою работу, предоставлять ему необходимые услуги.
В Николаеве мы можем пойти дальше, скажем, разработать и ввести в такие компьютеры-терминалы программы, которые при введении определенных данных смогут начислять людям, скажем, субсидии.  Все это возможно, было бы желание...
- А в вашей компании «Николаевоблэнерго», которую вы возглавляете,  берут взятки?
- Когда я пришел на пост генерального директора три года назад - это предприятие было убыточным, вообще без прибыли. Спустя год моего руководства предприятие стало одним из пяти самых успешных предприятий города, которое с ноля увеличило прибыль почти в десять раз. А значит, и в десять раз увеличило поступления в городской бюджет в виде налогов. Как вы думаете, откуда мы взяли дополнительные средства? Разве в десять раз город стал больше потреблять электроэнергии? За эти деньги мы оптимизировали работу предприятия и повысили всем зарплаты. Теперь можем гордиться самыми высокими зарплатами и качественным сервисом для горожан. А то, что говорят мои конкуренты, это похоже «у вора шапка на голове горит». Я никогда не был чиновником. Пусть другие ответят, откуда у них, государственных служащих, деньги на дорогие автомобили и предвыборную кампанию.
- Откуда у вас деньги на предвыборную кампанию?
- Я далеко не бедный человек. Еще с 1990 годов мы с женой занимаемся бизнесом. Каждый год  платим налоги в городской бюджет, с которого платят пенсии, зарплаты учителям, врачам и воруют. И мне бы хотелось, чтобы эти деньги не разворовывались, а шли на развитие города.
- Юрий Михайлович, жители Николаева, как, наверное, и все украинцы, уже выработали стойкий иммунитет к тому, что обещают им политики всех рангов перед выборами. Почему они должны поверить именно вам?
- Все, кто со мной знаком, знает - я никогда не обещаю того, что не могу выполнить. За меня говорят мои реальные дела. Я всегда честно и открыто делаю свою работу и дорожу своей репутацией.  Давно живу в Николаеве и не понаслышке знаю все проблемы города и готов их решать. А воплотить в жизнь все пункты моей предвыборной программы мне поможет моя команда профессионалов, грамотных и опытных менеджеров и хозяйственников.
Я могу пообещать уже сейчас, что наша деятельность будет максимально публичной и прозрачной. А за каждый пункт своей программы я готов отчитываться перед горожанами лично - во время встреч, через печатные СМИ или во время прямых эфиров на радио и телевидении.

 Владимир Николаенко,
журналист