Мастер, писавший «врагов народа»

Комментарии:

Шедевры Николаевского музея имени В. Верещагина

Картина Анатолия Петрицкого «Пейзаж. Сухуми» появилась в собрании Николаевского художественного музея имени Верещагина в 1977 году. Ее за бесценок купили в Киеве у вдовы живописца.
Анатолий Петрицкий родился в столице Украины в семье железнодорожника. В творчестве был авангардистом, в жизни - человеком театральным, артистичным. Его розыгрыши и насмешки были порой язвительными, даже скандальными. В 30-х годах прошлого столетия Петрицкий-художник вынужден был отступать в сторону соцреализма и задействовал лишь часть своего огромного дарования. Взамен, правда, получил две сталинские премии.
Однако при Сталине случались ситуации, когда было не до шуток. В 1939 году завистники обвинили Петрицкого в том, что он в свое время нарисовал немало портретов «врагов народа». В харьковской газете вышла статья, подписанная четырьмя «бдительными трудящимися». Они  просили расстрелять двух плохих художников - Касияна («Зачем он прибыл с Запада на Советскую Украину?») и Петрицкого. Знакомый встретил Анатолия Галактионовича через неделю после публикации статьи в кафе и сразу не узнал - настолько тот похудел.
Дело двух «отщепенцев» и добавленного к ним для комплекта живописца Страхова рассматривали на собрании харьковских художников. Так тогда полагалось делать. На собрании Касиян, схватившись за голову, нервно раскачивался. Петрицкий сидел, будто проглотил аршин. Тогда Страхов выбежал на трибуну и начал кричать: «На кого руку поднимаете? Петрицкий прославил социалистическое искусство за рубежом, Касьян был советским гражданином еще в Праге. Мой плакат с Лениным получил золотую медаль в Париже, и коммунисты всего мира носят значки с этим изображением». Участники собрания были деморализованы и не решились осудить своих товарищей. Петрицкого не тронули.