Воистину воскресе!

Комментарии:

В воскресенье 20 апреля православные христиане будут встречать величайший церковный праздник Воскресения Христова. Как известно, по традиции, накануне праздника, в Великую субботу во всех православных храмах после утреннего богослужения и в течение дня традиционно будут освящать пасхальные куличи, творожную пасху и крашеные яйца.

Однако, не следует концентрироваться только на обрядовой стороне праздника и дискутировать о том, как правильно красить яйца и накрывать стол, - нужно просто идти в храм и радоваться Воскресшему Спасителю.
По старинному народному поверью, на Пасху Христос в нищенском рубище странствует по земле и заходит в дома к людям в виде странника или нищего, чтобы испытать людское милосердие. Поэтому праздничные яства всегда готовили в изобилии, чтобы иметь возможность угостить каждого пришедшего в дом. В прежние времена в пасхальные дни нужно было особенно позаботиться о нищих и больных, а также людях, оказавшихся в заточении. В больницы и тюрьмы посылались в огромном количестве подарки - куличи, пироги, яйца. Сыр и яйца - это первая пища, которую верующие вкушают после 40-дневного поста.
Пасхальное яичко - символ Воскресения Христова. Окрашенное красной краской яйцо - знак пасхальной радости о победе над смертью. Обычаем на Пасху обмениваться яйцами, по преданию, мы обязаны святой Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему красное яичко с приветствием: «Христос воскресе!»
Пасха является не только самым главным, но и самым древним из всех христианских праздников. Он был установлен и отмечался уже во времена апостолов. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания: первое - о страдании, а второе - о Воскресении Иисуса Христа. Празднованию Пасхи посвящались как дни, предшествующие торжеству Воскресения Христова, так и следующие за ним. В зависимости от характера воспоминания, каждый этап праздника имел свое наименование - Пасха страданий (иначе, - Пасха крестная) и Пасха Воскресения. Первый этап праздника отмечался постом и покаянием, а второй - праздничными торжествами.
В первые века христианские общины отмечали Пасху в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее праздновали одновременно с Пасхой иудейской - 14 нисана по еврейскому календарю, независимо от того, на какой день недели выпадал праздник. Западная церковь отмечала Пасху в первое воскресенье после весеннего равноденствия. Первая попытка установить для всех Церквей единое правило празднования Пасхи была предпринята св. Поликарпом, епископом Смирнским, в середине II века. Но окончательное решение о едином праздновании Пасхи было принято только на первом Вселенском соборе, проходившем в Никее (современный турецкий город Изник) в 325 году. Собор постановил, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния при условии, чтобы она никогда не совпадала с иудейской Пасхой. Таким образом, Пасха является подвижным праздником, выпадающим каждый год на разные числа в период с 22 марта по 25 апреля. Эти числа определяются по особой таблице, Пасхалии, в которой указаны даты празднования Пасхи на много лет вперед.
Пасхальное богослужение отличается особой торжественностью. Перед его началом в храмах зажигаются все светильники и люди, находящиеся в храме, стоят со свечами в знак особой духовной радости. Со времен апостолов пасхальное богослужение совершается ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане тоже бодрствуют в священную для них ночь Воскресения Христова.
Богослужение начинается с крестного хода - торжественной процессии вокруг храма с фонарем, хоругвями, Евангелием, иконами Воскресения Христова и Божией Матери, с пением.
Верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!», на которые следует ответ: «Воистину воскресе!». В конце богослужения совершается освящение артоса (греч. «хлеб») - большой просфоры с изображением Креста или Воскресения Христова, которая затем устанавливается в храме на аналое вместе с иконой праздника. Артос является напоминанием того, что Иисус Христос своей крестной смертью и Воскресением стал для христиан истинным Хлебом вечной жизни. В Светлую Субботу артос дробится и раздается всем верующим.
Пасхальные торжества продолжаются в течение всей недели, называемой Светлой седмицей, и заканчиваются на восьмой день - в воскресенье (второе воскресенье после Пасхи).