На крымское золото скифов, которое сейчас выставляется в Голландии, уже претендуют российские музеи

Комментарии:

Судьба крупнейшей в истории Крыма выставки, на которой собраны артефакты из пяти музеев, решается на высоком политическом уровне. Проект останется в Музее Алларда Пирсона Университета Амстердама до конца августа — соглашение на этот счет заключили культурные ведомства Украины и Нидерландов. Дальнейшая же судьба экспозиции «Крым: золото и секреты Черного моря» остается под вопросом: за консультацией музей обратился в голландское министерство иностранных дел. Ее судьбой обеспокоен и глава Союза Музеев России Михаил Пиотровский, и спецпредставитель президента по культуре Михаил Швыдкой.

Первый масштабный проект, демонстрирующий античную и раннесредневековую археологию Крыма, покинул родные музеи еще летом прошлого года. Более тысячи артефактов из четырех крымских музеев (Бахчисарайского, Керченского музея-заповедника, Национального заповедника Херсонеса Таврического и Центрального музея Тавриды) и одного киевского (Музея исторических драгоценностей) в июне 2013 года показали в немецком Боне. Там выставка произвела фурор — как минимум 53 тысячи человек увидели крымские богатства. 6 февраля проект «Крым: золото и секреты Черного моря» открылся в Музее Алларда Пирсона Университета Амстердама. Тогда еще никто не мог и предположить, какие события произойдут в Украине через считанные недели. Куда теперь, после референдума по Крыму, накалившую политическую обстановку в мире, поедут артефакты, издание «Московский комсомолец» поинтересовалось у куратора выставки Валентины Мордвинцевой.

— Выставка в любом случае должна продлиться в Амстердаме до конца августа. Такое решение было принято в связи с большим успехом в Германии. Нужно понимать, что это уникальный проект — самая большая выставка археологических артефактов за всю историю Крыма, от ранних памятников V веком до н.э. до готскими древностей V-VII веков н.э.. Здесь лучшее. Более тысячи экспонатов. Вопрос возврата экспонатов в музеи — очень сложный, он сейчас решается на самом высоком политическом уровне.

Валентина Мордвинцева только что получила из Университета Амстердама официальное письмо, которое гласит, что артефакты останутся в Нидерландах до августа, а затем «будут возвращены с учетом права собственности». Какой стране их вернуть — разбираются юристы Университета Амстердама и голландское Министерства иностранных дел в Гааге. Туда музей уже обратился за советом.

- Как, по-вашему, сохранить предметы за теми музеями, откуда они выехали?

- Вам это сейчас никто не скажет. Мы можем только надеться, что вещи вернутся в те музеи, которые покинули. И заметьте, там не только артефакты из Крыма, но и из Киева. Есть некая транспортная фирма, которая привезла вещи в Германию, потом перевезла в Голландию, и последний этап — возвращение экспонатов на места — должна тоже осуществить она. Маршрут намечен через Киев. Транспорт для такого рода выставки — сложное дело, стоит больших денег, менять намеченный план будет финансово очень затратно. И потом, вся эта история произошла из-за страха, что вещи не будут возвращены. Но тут нужно учесть, что страны Европы и США не признали итоги референдума — Запад продолжает считать Крым частью Украины. С такой точки зрения проблемы вообще нет. Тогда предметы должны приехать в Киев и оттуда спокойно отправиться в Крым, как и было запланировано. Хотя все понимают, что повод для задержания вещей есть.

- А украинские власти предъявляют претензии на экспонаты из крымских музеев?

- Пока никто ничего не предъявлял. Соглашение о продление и все другие договоренности по проекту проходили через министерство культуры Украины, которого уже нет. И я считаю, что новое министерство не имеет отношения к этой выставке.

А российское музейное сообщество уже озаботилось судьбой крымской выставки. Спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, например, уверен, что она должна вернуться в Крым, «поскольку это часть крымского культурного наследия, поскольку это золото связано с Херсонесом, с крымской культурной и социальной историей».

Тем временем на сайте Эрмитажа появилось следующее сообщение: «Обеспокоенность Государственного Эрмитажа и Союза музеев России судьбой коллекции ценностей из крымских музеев никоим образом не означает наличие претензий Эрмитажа или каких-либо других российских музеев на эти коллекции. Это призыв к профессиональному этическому и юридическому обсуждению сложившейся ситуации — проблемы гарантий сохранности ценностей, выезжающих на выставки».

Объясняется в нем и возникший правовой казус. С одной стороны: «Музейные экспонаты этически должны возвращаться в музеи, где они хранились столетиями». С другой: «При этом юридически они могут принадлежать музейному фонду страны, из которой они выезжали на выставки». Юристам российских ведомств — Министерства культуры и Министерства иностранных дел — еще предстоит разбираться в правовых механизмах возвращения ценностей в музеи, откуда те выехали. Еще сложнее вопрос возврата крымских проектов, находящихся на территории Украины, — он также требует тщательного изучения и обсуждения, на котором и настаивает Михаил Борисович.