Николаевцы на байдарках отправились по маршруту героев-ольшанцев

Комментарии:

15 километров по Днепро-Бугскому лиману корреспондент «Николаевских новостей» прошел на байдарке вместе с воспитанниками водно-туристического кружка «Альтаир» клуба юных моряков в память героического десанта Константина Ольшанского.

По лиману на веслах

26 марта в 4.15 десант Ольшанского высадился в морском порту Николаева. И вот ровно 70 лет спустя мы хотим пройти по маршруту героев. С самого утра мы собираемся в клубе юных моряков. Грузим в автомобиль байдарки и отправляемся в Октябрьское к стартовой точке: месту отхода ольшанцев.

Если кто-то подумал о спортивных байдарках, то сразу уточню! Речь идет об их туристических «тезках». Этот вид байдарок состоит из оболочки и каркаса, а также комплектуется рулевым управлением. Сделаны они таким образом, что при сборке нужно присоединять к носу и к корме стрингеры и привальные брусья, вставляя шпангоуты поперек им. Затем необходимо крепить их на кильсоны и лишь потом, вставлять в оболочку (которую часто называют «шкурой»), соединять нос и корму вместе. Такие байдарки используются туристами-водниками на сплавах по рекам.

На берегу реки у памятного знака героям-десантникам, которые именно на этом месте спустили семь лодок на воду, мы почтили память героев минутой молчания и возложили к постаменту цветы. Опускаем на воду байдарки и грузимся в них. Помимо уже «тертых» туристов в поход отправились и новички, впервые взявшие в руки весла. Потому руководитель «Альтаира» Сергей Поляков рассадил участников похода таким образом, чтобы на «рулях» не оказалось «чайников».

- Поход - это дань памяти героическому десанту! А для меня - это и память о родителях, которые прошли войну от начала и до конца, - объясняет идею всего путешествия Поляков.

Этот поход уже давно стал традиционным для николаевских туристов. Впервые, воспитанники Полякова, а тогда он руководил еще не кружком «Альтаир», а детским туристическим клубом «Десант», прошли этим маршрутом еще в 90-е годы. Тогда на воду спустили три байдарки, а спустя почти 15 лет количество участников увеличилось: в этот раз по маршруту прошло семь экипажей. Символично, что именно на семи баркасах к своей цели шли и отважные десантники.

Среди бывалых туристов, которым любовь к туризму прививал Сергей Поляков, было много тех, кто уже ходил в этот поход.

Венки на воде

Нам повезло. Казалось, сама природа помогала: вода была спокойной, а солнце приветливо светило. Прежде, как «десантникам», так и «альтаировцам», чтобы добраться до конечной точки маршрута приходилось идти против ветра, рассекая волны. Занятие это не из приятных. После подобных испытаний очень сильная крепатура мышц. В истории этого похода даже были случаи, когда ветром и волнами его участников выбрасывало на берег в районе акватории порта.

Ожидал нас сюрприз в акватории морпорта и сейчас! Перед местом высадки десанта мы увидели восстановленный памятный буй. Он прогнил лет шесть назад, и все это время валялся на берегу. На наших глазах работники порта как раз докрашивали его. Уже не помню, какие именно даты стояли несколько лет назад на памятном знаке, но сейчас там красуются цифры: 1944-2014.

Учитывая, что на своем старом добром месте появился буй, то именно там мы спустили венок памяти, а для плавучести прикрепили к нему пенопласт.

Хотя на берег мы вышли неподалеку от места высадки ольшанцев, конечной точкой маршрута все-таки стал мемориал героям: ведь разошлись мы после того, как возложили цветы к Вечному огню.

70 лет назад. Как это было

О десанте под командованием Константина Ольшанского написано много, но все-таки напомню. Состав группы состоял из 55 добровольцев. К ним были прикреплены два связиста с рацией и десять саперов 57-го отдельного инженерно-сапёрного батальона 28-й армии. А местный рыбак, молодой парень по фамилии Андреев, вызвался проводником. На веслах сидели семь рыбаков и 12 понтеров из взвода Добрина, 44-го отдельного понтонно-мостового батальона.

Задача, которую им поставил командующий 28-й армией генерал-лейтенант Гречко, на первый взгляд, была проста: завязать бой в тылу немецких войск, вызвать панику и отвлечь часть сил противника с фронта. Но все было не таким уж и простым! С первыми трудностями десантники столкнулись еще до самой высадки. Шквальный ветер быстро дал о себе знать: старенькие, смоленные пересмоленные лодки, дали течь. В районе Сивирского маяка в двух километрах севернее Богоявленска одна лодка и вовсе развалилась, а потому пришлось зачалиться для ремонта и перегрупировки. Рыбаков и понтеров оставили на берегу, а за весла сели сами десантники.

Маршрут от Октябрьского и до морпорта, по штормовому Днеро-Бугскому лиману занял, ни много ни мало, пять часов. Как следствие, саперы после разминирования не смогли вернуться и приняли бой вместе с ольшанцами. Остался с десантниками и Андреев. Таким образом, состав группы увеличился до 68 человек.

В 4 часа 15 минут 26 марта 1944 года морские пехотинцы высадились в торговом порту, сняли часовых, и, заняв несколько зданий, организовали круговую оборону в районе элеватора. За двое суток, до входа основных сил советских войск, освободивших город Николаев, десанту Константина Ольшанского удалось отразить 18 (!) атак значительно превосходящих сил противника. В итоге, из 68 бойцов в живых остались лишь 11! Все они были тяжело ранены и обожжены. Пятеро из них в тяжелом состоянии. Уже в госпитале скончалось еще пятеро.

В официальном донесении командира батальона майора Котанова говорилось: «Отряд старшего лейтенанта Ольшанского за двое суток отразил 18 атак противника, вывел из строя свыше 700 гитлеровцев, уничтожил несколько танков и пушек противника, посеял панику в тылу врага, помешал уничтожению порта и элеватора».

Немцы до конца были уверены, что ведут бой с крупным десантом, а не горсткой советских солдат.

Пленный обер-лейтенант Рудольф Шварц во время допроса показал:

- Командование Николаевского гарнизона было весьма обеспокоено тем, что за столь короткий срок был разгромлен почти целый батальон. Нам казалось непонятным, каким образом такие большие силы русских прошли на территорию порта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года 55 моряков-десантников были удостоены звания Героя Советского Союза.