Кому нужна амнистия?

Комментарии:

Несмотря на уступки власти, оппозиция снова хочет «воевать».

Чтобы остановить уличные столкновения и успокоить радикальных политиков, власть согласилась пойти на компромисс с оппозицией. Ее главными уступками стали отмена законов «16 января» и амнистия митингующих. Оппозиция же отказывается освобождать админздания, как обещала ранее. Скорее всего, из-за неспособности контролировать Майдан.
2 февраля вступили в силу сразу два закона - об амнистии участников акций протеста и об отмене законов «16 января», которые оппозиция назвала антидемократичными. Именно эти условия, по словам лидера «Батьківщини» Арсения Яценюка, должны были стать началом взаимных уступок: «Это послужит сигналом того, что власть готова к нахождению компромисса и решению глубокого общественно-политического кризиса в Украине мирным путем».
Казалось бы, теперь осталось только выполнять договоренности. Тем не менее, оппозиционные лидеры не спешат действовать в ответ. На сей раз камнем преткновения и объектом для резкой критики стал закон об амнистии. Чем же не угодил оппозиции этот документ? Ведь именно его они требовали принять неделей ранее, именно его они согласовали вместе с рабочей группой Президента Украины и за него были готовы отдать свои голоса в парламенте.
Объяснить это с логической точки зрения сложно. Тем более, что власть учла все пожелания оппозиционных сил. Единственным условием взамен стало освобождение всех помещений органов государственной власти и местного самоуправления.
Сама же схема «компромиссной амнистии» выглядит примерно так: вначале закон вступает в силу. Потом, в течение 15 дней (то есть со 2 февраля - ред.) митингующие  освобождают захваченные здания, площади, скверы. После чего прокуратура подтверждает их разблокирование. И наконец, последнее - суды и прокуратуры освобождают всех задержанных.
«Все, что предлагала оппозиция, все составы правонарушений были включены, а требование только одно - освободить помещения органов власти», - заверил сам автор законопроекта народный депутат Юрий Мирошниченко. При этом он подчеркнул, что закон не требует освобождать здание Федерации профсоюзов Украины и разбирать палатки на Майдане.
Эту информацию подтвердил и спикер Верховной Рады Владимир Рыбак. По его словам, он лично вычеркнул Майдан Независимости и улицу Крещатик из перечня освобождаемых объектов. «Люди имеют право на мирный протест, и никто Майдан сегодня не должен трогать», - отметил он.
Гарантией того, что задержанных митингующих действительно амнистируют, является сам закон. И тут люди могут быть уверены, что после освобождения указанных админзданий их не обманут. К тому же, как утверждает и. о. министра юстиции Елена Лукаш, амнистия не касается силовиков. «Правоохранители, которые превысили властные полномочия во время массовых акций, не попадают под принятый Верховной Радой 29 января закон», - заверила она.
Получается, что со своей стороны власть уже пошла на три уступки и ожидает от оппозиции хотя бы одного ответного шага. Однако складывается впечатление, что та выполнить свои условия попросту не хочет. Или не может? Ведь, по большому счету, она уже не контролирует митингующих ни в регионах, ни в столице, ни даже на Майдане.
Например, свою точку зрения на происходящее имеет комендант Майдана Андрей Парубий. Он заявил, что митингующие не собираются расходиться и освобождать админздания. «Я сейчас иду к людям на Майдан и мы, безусловно, будем усиливать охрану», - сообщил он сразу после принятия закона. Согласитесь, странный путь к нахождению компромисса…
Похоже, лидеры оппозиции оказались в заложниках у  радикальных структур Майдана, которые хотят теперь сами участвовать в переговорах и выдвигать новые условия. Понятно, для получения новых должностей. Оппозиция же просто боится допускать их к этому. «Переговорный процесс не должен превращаться в митинг. Поэтому я считаю, что переговорная группа представлена достаточно», - сказал заместитель лидера партии «Батьківщина» Александр Турчинов.
В итоге, разговоры ведутся, а реальных действий от оппозиции не видно. Получится ли у нее умерить амбиции, совладать с участниками акций протеста и пойти на компромисс для выхода из политического кризиса? Вскоре мы это узнаем. Ведь обратный отсчет уже начался. И с каждым днем остается все меньше времени, чтобы не только прекратить кровопролитие, но и обеспечить амнистию сотням протестующих. Тем более, что люди, которые вышли на улицу, услышав призывы лидеров, надеются, что те не «кинут» их хотя бы в этот раз.

 Максим ГЕРАЩЕНКО,
журналист