Иностранный язык – средство от отупения

Майкл Хофманн, один из ведущих переводчиков, утверждает, что, если бы мы полагались только на английский, мы потеряли бы пытливость ума, которая двигала Милтоном и Оруэллом.

В 2004 г. Лейбористское правительство исключило современные языки из «обязательного курса». Обязательного, как сердцевина в яблоке. Это означает, что изучение иностранных языков больше не является обязательным в школах после 14 лет. Теоретически, предполагается, что начальные школы должны ввести изучение языков, но эта ситуация очень напоминает дорожный знак с большой черной стрелкой, указывающей одно направление и тоненькой красной стрелочкой, указывающей совершенно противоположное направление. Классическое «противоречащее сообщение» с бессмысленным практическим смыслом и слабым присутствием дешевого идеализма.

Так что же произошло? Школы и ученики пренебрегают изучением языков. Мы очень хорошо умеем искать наиболее краткие, быстрые и дешевые варианты, поэтому в изучении языков нам нетрудно найти целую кучу сложностей. «Грамматика? Произношение? Непохожий алфавит? Написание? Акцент? Умлауты? Нет, нет, спасибо – меня такое не привлекает». Современные языки стали какими-то призраками: вы можете изучить их самостоятельно, после окончания школы.

Особенно сильно страдает немецкий. Количество учеников, изучающих этот язык, сократилось двое за последние семь лет. В 60% государственных школ три четвертых детей в возрасте 14 лет не изучают современного языка. В то же время вопрос с начальными школами таинственным образом откладывается. Найти преподавателей языка не так просто, да и откуда им взяться, если никто больше не изучает языков?

Это похоже на образовательную проблему, но это не так. Похоже, что школа – это просто то место, где обговариваются вопросы, с которым общество не хочет иметь никакого дела. Опасная нехватка уважения в обществе? Почему бы нам не изучить это в школе (не спрашивайте, как, пусть это будет обществоведение). Распространенное снобистское отвращение к внятной речи? Нужно больше уроков английского. Недостаточная интеграция иммигрантского населения? История. Ничего не знаете о других народах, культурах, других языках? Просто нужно учить языки.

Образование – это полевой госпиталь, где подлечивают немногочисленное войско и отправляют его обратно на «фронт» большой экономической войны. Что может быть большим проявлением неуважения к человеку, чем обращение к нему не на его языке? Никогда не думали об этом? Чего можно ожидать от детей, отбросив требование учиться, в 14 лет, в возрасте, который является чуть ли не самым критическим? О каком уважении это свидетельствует? Сколько уважения это допускает? Как вы надеетесь понимать других, если требуете от них говорить только на английском?

На глобальном политическом уровне подумайте о бестактном, ограниченном, безапелляционном и странном заявлении англо-американских прав, как сильно они многих беспокоят и пугают. Кроме всего прочего, может, изучение языков уменьшило бы количество войн за последние десятилетия?

На индивидуальном уровне подумайте о потере возможностей, предопределенности жизни, заключенной в клетку одного языка, как будто большего вам не разрешено, как будто бы это ваша кожа, в которой вы родились. Или ваша клетка. Это ваша участь. Когда великий австралийский поэт Ле Маррей говорил: «Мы все – языковые культуры», он не имел в виду английский язык. Наши мысли и все наши действия, и вся наша жизнь неразрывно связаны с языками – а где же радость и богатство, если вы не можете даже двумя языками воспользоваться?

Никто больше не понимает разницы между «its» и «it's» или «may» и «might»? Кто может правильно написать «potatoes»? Не продавец овощей, это уж точно. И не вице-президент. Давайте даже не говорить о словаре. Английский будет терять свою форму и будет становиться бесцветным, если те, кто его используют, не будут изучать других языков. Браун, Милтон, Гиббон, Раскин уже стали для нас, а в скором будущем так часто упоминаемый Оруэлл тоже может стать недосягаемым иностранцем. Только изучение иностранных языков может вернуть их в пределы досягаемости.

Причина для изучения другого языка – не обязательно в том, чтобы использовать его самому. Равно, как и не возможность заказать пиво или комнату в другой стране. Также это и не возможность обсуждения корпоративных идей с вашим иностранным боссом. Привязанность к одному языку - это неполное использование вашего личного (или коллективного) человеческого потенциала.

Так называемый «мировой язык», английский, является первым, родным языком только для 7% населения планеты; 75% людей не разговаривают на нем вообще, при необходимости на нем общаться они вынуждены делать переводы на английский. Язык - это одно из самых древних, самых глубоких, самых поразительных, самых содержательных человеческих изобретений. Пренебрежение или незаинтересованность другими языками не похожи на цивилизованный или, хотя бы, толерантный подход.

В любом случае, иностранцы будут продолжать изучать английский. Британцы должны ответить взаимностью. Называйте это, как хотите, – взаимность, вежливость, справедливый обмен, полезный опыт. Поступить по-другому было бы просто омерзительно.