Художник Маковский запечатлел лицо чиновника в ожидании взятки

Комментарии:

Шедевры Николаевского музея имени В. Верещагина.

Картина «Секрет» Владимира Маковского, украшающая собрание Николаевского областного художественного музея имени Верещагина, является авторским вариантом - повторением одноименной известной работы, написанной в 1884 году и хранящейся в  Третьяковской галерее.
По мнению некоторых специалистов, этот вариант не только не уступает первому оригиналу, но даже превосходит московскую картину!
По своим размерам николаевская работа вдвое меньше московской и вполне может претендовать на определение «миниатюрной живописи». По своей композиции она также отличается - в сторону большей компактности: два центральных персонажа в первом варианте слегка смещены влево, а в николаевском - расположены точно в центре композиции.
Тем самым, Маковский еще более концентрирует внимание зрителя на основной теме - даче взятки. Глаза чиновника в предвкушении взятки прямо искрятся от радости. Посредник что-то сосредоточенно шепчет ему на ухо. На втором плане изображен взяткодатель.
В рецензии сайта международного творческого объединения «Спокуса»  уверяют, что по сравнению с московской работой, в более позднем варианте, «николаевский» взяткодатель значительно «стареет» и превращается из относительно молодого интеллигентного вида человека в бородатого и немолодого купца.
Работа «Секрет» поступила в музей из Ленинграда из частного собрания  А. Я. Желобаевой и является, хотя и поздней, но одной из самых ярких жанровых картин В. Е. Маковского.
Квартира Маковских находилась на набережной Москвы-реки с видом на Кремль. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались  Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке.
«Я не знаю, какое искусство люблю больше, - говорил Маковский, - живопись или музыку». Он даже приобрел уникальную скрипку Гварнери и очень гордился ею.
А насколько искренним и серьезным художником был Маковский, можно судить по следующим фактам. В 1896 году ему было поручено выполнить ряд рисунков для коронационного альбома Николая II. Художник сделал несколько натурных зарисовок, но когда разразилась страшная трагедия на Ходынском поле, он пишет потрясающее своим драматизмом полотно «Ходынка». По цензурным соображениям, картину долгие годы не разрешали показывать на выставках.