Экстремизм «в законе»

Комментарии:

С тех пор, как Верховная Рада 16 января приняла ряд законов, в стране началась новая волна протестов. Лидеры «евромайдана» окрестили эти законы «диктаторскими», все более подстрекая активистов и митингующих к экстремистским действиям. Между тем, никто даже не пытается глубже проанализировать суть принятых законов и объективно оценить сложившуюся ситуацию в стране. Мало кто задумывается и над тем, что большинство нововведений является нормой жизни в странах Европы, куда мы так стремимся.

Плохо это или нет, но 16 января парламент не придумал ничего нового. Принятые законодательные инициативы буквально списаны из действующих Уголовных кодексов Германии, Франции, Италии, Великобритании, США, Канады и других демократических стран. Во многих аспектах эти законы даже гораздо гуманнее и либеральнее тех, которые уже давно действуют в западных странах. Особенно это касается нарушения порядка во время массовых акций и экстремистской деятельности.
В резолюции №1344 и 1754 ПАСЕ (Парламентской ассамблеи Совета Европы) борьба с экстремизмом признана одним из приоритетных направлений. Украина как член этой европейской организации, должна безукоризненно соблюдать заданные стандарты. Уже более трех лет в Европе призывы к свержению демократического строя, погромам на этнической или религиозной почве, а также распространение экстремистской идеологии с помощью новых информационных технологий жестко наказываются. Так, в Испании лица, которые провоцируют к дискриминации, ненависти или насилию на основании расизма, антисемитизма, других идеологических вопросов религии или политических взглядов, принадлежности к этносу или расе, национального происхождения, пола, ориентации, состояния здоровья, караются лишением свободы от 1 до 3 лет и штрафными работами от 6 до 12 месяцев. Так же наказываются лица, которые заведомо или по незнанию распространяют неправдивую информацию, имеющую экстремистский характер. В Словении, Словакии, Болгарии, Литве за публичное распространение, подстрекательство, призывы к любой нетерпимости, а также за свержение законного правительства наказывают от трех лет лишения свободы.
Самые же жесткие меры введены в Польше, Франции и Германии. Так, в польском уголовном кодексе есть статья 127, в которой четко прописано, что лицо, «с целью лишения независимости, отделения части территории или изменения конституционного строя Республики Польша» должно быть осуждено «на срок от 25 лет или пожизненно». Также в статье 111 «Публичный призыв к осуществлению наказуемых деяний» немецкого уголовного кодекса говорится о наказании сроком до пяти лет лишения свободы или денежном штрафе. Уголовный кодекс Франции этот штраф определяет в размере от 75,000 до 450,000 евро. Также наказывается и подстрекательство, которое было совершено через СМИ.
Поэтому вызывает удивление предвзятость ряда европейских чиновников в оценке принятых украинским парламентом законодательных норм, которые давно действуют в ЕС. Особенно если обратиться к некоторым событиям. Например, в 2005 году, когда в пригороде Парижа вспыхнула волна насилия против действий правительства, были задержаны 600 человек, которые попали за решетку. Кстати, во Франции заявку на демонстрацию нужно предоставлять за три дня, если же акция не санкционирована, полиция имеет полное право ее прекратить силовыми методами. В прошлом году, во время демонстрации против однополых браков митингующие напали на полицейских, после чего все те, кто принимал участие в этих действиях, оказались за решеткой. И в Германии на пять лет «сажают» тех, кто сопротивляется полицейским во время демонстраций. В Берлине ежегодно проходят демонстрации анархистов и праворадикалов, и полиция всегда разгоняет их водометами. Также три года назад в Штутгарте полиция разогнала водометами и слезоточивым газом протестующих, вышедших против строительства нового вокзала, в результате чего более 100 демонстрантов были ранены.
Критические оценки, которые звучат сегодня от имени ряда еврочиновников и политиков европейских стран, связанные с тем, что они, вероятно, не успели или не захотели разобраться в сути принятых Верховной Радой 16 января законов, поэтому и оценивают их «с голоса» украинской оппозиции. Глава МИДа Л. Кожара справедливо призвал иностранных дипломатов и политиков к тому, чтобы они делали свои заявления только после того, как сами увидят и ознакомятся с текстами законов.
По требованию оппозиции, Верховная Рада, скорее всего, отменит законы, принятые 16 января. Но то, что усовершенствовать законодательство в тех вопросах, которых они касались, необходимо, понятно всем. Просто нужна другая, спокойная политическая обстановка и холодные головы народных депутатов.

Константин ХОДЧЕНКО,
журналист