Лидеры оппозиции становятся для Евромайдана чемоданом без ручки?

Комментарии:

«Снова цветут каштаны!» (строчка из популярного вальса про Киев), киевский торт, горилка с перцем и ароматное, чуть подкопченное сало, веселый украинец с оселедцем — все эти милые образы сейчас можно отложить в сторону.

Нужно говорить о реалиях. А они мрачны и непредсказуемы.

Возле Хрещатика стоят 2–3 тысячи манифестантов, напротив них — шеренга «Беркута», ощетинившаяся щитами. Между вражескими флангами — выжженная и побитая мостовая. Она побита от камней, которые манифестанты бросают в полицейских, и выжжена от бутылок с «коктейлями Молотова», которые ежеминутно летят в «Беркут». Картину дополняют мерные громкие стуки по железным бочкам — то ли для устрашения ОМОНа, то ли для подбадривания самих себя. А чтобы снова не вспыхнули «коктейли Молотова», между «Беркутом» и демонстрантами встали священнослужители.

К этому «перемирию» планомерно шли все.

Власть, наобещав гражданам вхождение в Европу и не просчитав последствий, внезапно от этой идеи отказалась. Потом, когда появился Майдан, власть не захотела с ним разговаривать. Потом президент Виктор Янукович подписал с Россией целый ряд хороших, замечу, двусторонних экономических договоров. Однако 15-миллиардный кредит России и скидку на газ, о которых с Россией удалось договориться, пессимисты не зря посчитали виртуальным вступлением Украины в Таможенный союз — и оказались правы. Ибо далее Янукович, видимо, решив, что российская манера общения власти с обществом — наилучшая, приступил к законодательному оформлению того, что оппозиция назвала «диктатурой». И простым поднятием рук Верховная рада приняла беспрецедентный пакет репрессивных законов, которые даже в привыкшей к выкрутасам депутатов России показались бы дикими. Перечислять их не будем, а скажем так: теперь ничего нельзя и за все полагаются штрафы и тюрьма. За стояние на Майдане можно получить до 15 лет! Потому что теперь это можно назвать «попыткой государственного переворота».

И вот печальный итог: идут перманентные беспорядки, никто не расходится. И, кстати, уже забылось все, с чего начиналось — вначале требовали вступления в Европу, потом наказания виновных за первый кровавый разгон Майдана. Но теперь стоят за отмену последних драконовских законов, которые в том числе позволяют «Беркуту» использовать боевое оружие. Можно себе представить, каким будет Майдан, если прольется кровь...

Но и это не все. В четверг состоится внеочередная сессия Верховной рады, на которой могут проголосовать за введение в стране чрезвычайного положения. И если пропрезидентская Партия регионов решит такое устроить, то это удастся ей без труда, ибо у этой партии в нынешнем парламенте решающее большинство.

Представляете: в нашем любимом Киеве — чрезвычайное положение!

Но вот вопрос: выиграла ли хоть что-то власть, встав на путь всякого рода ужесточений и репрессий? Видимо, нет, ибо если все предыдущие шаги Виктора Януковича оправдывались его желанием переизбраться в 2015 году, и для этого как нельзя лучше подходили российские кредиты, которыми можно было забросать недовольных пенсионеров, то сейчас ситуация изменилась — с таким грузом конфликтов с обществом вряд ли можно рассчитывать на переизбрание.

Кстати, об этом самом «гражданском обществе». То, что в Украине гражданское общество существует — факт. Однако оказалось, что просто его иметь мало!

Вспомним провал предложения оппозиции отправить правительство в отставку — ей просто не хватило голосов. А дальше неожиданно выяснилось, что оппозиция в стране есть, более того, она заседает в Верховной раде, но события ее перемножили на ноль, ибо никакое предложение оппозиции легитимно не проходит. Что бы ни предложила оппозиция — все не принимается. Оппоненты власти как бы совершенно бессильны. Отсюда у граждан возникли резонные сомнения: так есть в стране лидеры оппозиции или их нет?

Дальше — больше: оппозиционеры теперь выступают на Майдане, но им категорически не верят, ибо их призывы власть не слышит, а обещания — неисполнимы. Но оппозиция в этом не виновата, ибо ее секвестрировала сама власть. Да, теперь она может радоваться: парламентская оппозиция практически уничтожена, однако неконтролируемые беспорядки — это что, лучше? Яценюк, Тягнибок и Кличко стоят на трибуне и призывают граждан к порядку, но в ответ им кричат: «Вы теперь никто!»

Это для властей — лучше?

Разве новая идея Майдана формировать параллельные (!) структуры власти из-за высокомерного поведения власти действующей, из-за отказа от переговоров — это благо для Украины? Сейчас «войнушка» идет только в центре столицы — остальной город по-прежнему мирный и гостеприимный. Но трудно даже себе представить, что начнется на всей территории 45-миллионной страны, если в каждом городе и селе возникнут оппозиционные микропарламенты и микромэрии, которые будут пытаться захватить власть. И правительству вроде бы нужно сделать все, чтобы предотвратить подобный сценарий развития событий, но тут мешает уже бескомпромиссная позиция самой оппозиции — она требует исключительно досрочных перевыборов парламента и президента. Исключительно!

То есть она хочет лишить Януковича власти не в 15-м году, а раньше, сейчас. Конечно, при таких требованиях жесткий ответ неотвратим.

Подводим итоги.

Власть не может жестко разогнать Майдан, потому что это навсегда поссорит Януковича не только с собственным народом, но и с Западом: на идее подписания любых евроинтеграционных бумаг можно будет поставить крест. Кроме того, у власти появятся более отчетливые враги среди украинских олигархов, которые ориентированы на Запад. В то же время власть не может пускать ситуацию на самотек, потому что «революция» будет расползаться по стране, демонстрируя иллюзию слабости власти. Именно иллюзию, потому что у власти есть все инструменты для жесткого подавления протестов. Но для Януковича его власть — это чемодан без ручки: он бы и рад «навести порядок», да реалии современной жизни не дают возможности развернуться.

Впрочем, есть еще один такой чемодан — это оппозиция. Вроде бы есть она, да возможности ее сократились. Вроде бы и влиятельна, да только на Майдане, у микрофона. Вроде бы хочет перемен, да ненасильственных, и это правильно. Вроде и диалога хочет, но слишком уж бескомпромиссны ее требования, да и слушать их власть не желает.

А может, в конце концов, «с вилами на барский дворец пойти»? Да нет у оппозиции такой харизмы, она есть лишь у Юлии Тимошенко, которая в тюрьме.

Тупик? Именно так: тупик.

И можно было бы обвинить в этом тупике обе стороны поровну, да рука не поднимается. Потому что, пока есть в стране власть, она и ответственна за все. Пока есть президент, который президент для всех, а не только для своих, именно он обязан начинать переговоры и искать компромисс. Оппозиция в любой стране более резка и безответственна, она хочет власти и часто идет для этого на все. Вот почему, как кажется, новые безумные ужесточения и аресты (а они уже начались: на Подоле арестовали студентов театрального института, которые шли с митинга, теперь Майдан будет требовать их освобождения) ни к чему хорошему не приведут.

Как выйти из тупика?

Министр иностранных дел России предложил посредничество, но с ним за один стол точно не сядет оппозиция. Реально посредником может стать только Евросоюз, но он что-то слишком долго разворачивается.

Но, видимо, лучше всего, если переговоры возникнут изнутри — именно так появляются новые лидеры и реальные условия перемирия (без кавычек). Украинскому обществу не нужно делать миротворческих инъекций извне — оно должно выздороветь само.

Матвей Ганапольский, МК