Что делать, если в аварии виновата дорога

Если вы не найдете доказательств, что яму не могли увидеть, то, согласно ст. 124 КоАП, вам грозит штраф либо лишение прав на срок от 6 до 12 месяцев

Состояние дорог - извечная украинская проблема: каждый год нам традиционно объясняют транспортный коллапс «внезапно наступившей зимой», а весной винят в появившихся ямах снег и низкую температуру. Дело в том, что во время оттепели вода проникает в трещины криво уложенного асфальтобетонного покрытия и оно, замерзая, расширяется, создавая трещины. Но если обычно после зимы мы просто видим повышенное число дорожных неровностей на асфальте, то в этом году у водителей появилось ощущение, что вместе со снегом дороги просто растаяли - нынешнее покрытие представляет собой набор препятствий, состоящих из трещин, углублений, колдобин и открытых канализационных люков.
Вялые попытки дорожников для исправления ситуации ее лишь усугубили - в отдельных местах появились странные «насыпи» на асфальте, перемешаные со вновь образовавшимися колдобинами - ужасно трясет даже в личном дорогом автомобиле, а езда в маршрутке и вовсе напоминает аттракцион. Кроме того, езда по ямам приводит к поломкам авто - особенно сильно страдают колеса и ходовая часть. Но это еще полбеды. Дело в том, что плохое состояние дорог приводит к повышенной аварийности - только в Киеве, по официальным данным, из-за дорожных ям в январе-феврале произошло больше сотни ДТП, а если учесть, что обычно гаишники признают виновными в подобных авариях водителей, можно уверенно сказать, что реальное число аварий по причине дорожных ям в несколько раз больше.
Как водителю ездить в нынешних условиях, как бороться с дорожниками, если ДТП произошло из-за ямы, и когда дороги приведут в порядок?
Цена бездорожья
Практически все опрошенные автомобилисты объясняют проблемы с ходовой частью автомобиля ужасным состоянием дорог. «Я ехал по одной из центральных улиц в крайнем левом ряду и услышал звук удара по колесам. Остановился, вышел - разорвано два колеса на низкопрофильной резине и потек амортизатор», - пожаловался нам автолюбитель Евгений Мироненко. В его случае ремонт бампера потянул на 7 тысяч гривен, не считая потраченных нервов и времени. И таких историй можно услышать сотни.
Интересно, что когда мы ради эксперимента проехались по СТО, оказалось, что практически все они заняты. «У нас число клиентов с проблемами по ходовой части увеличилось на треть, и это только первая волна. В апреле-мае ждем вторую», - рассказал директор одной из сервисных станций. Причем, по его словам, цены на работу сейчас выросли в 1,5-2 раза.
При помощи экспертов СТО мы попробовали подсчитать, какие деньги стоит готовить автовладельцу в случае попадания в «хорошую» дорожную яму, кроме затрат на колеса. Расчет мы производили на основе народного авто «Дэу Ланос».
Итак, в авто гибнут шаровые опоры, амортизаторы, сайлентблоки и другие резинотехнические изделия, которые не в состоянии противодействовать колебаниям. Перебрать ходовую «Ланоса» с учетом стоимости работы и запчастей стоит как минимум три тысячи гривен - на такие деньги можно влететь и даже после одного «хорошего» попадания в дорожную «лузу» глубиной свыше 5 см. А вот если произойдет контакт с ямой глубиной более 10 см, пострадает бампер, и стоимость ремонта вырастет еще на 3-3,5 тысячи грн. Если же колесо попало в канализационный колодец, например, если дорожники забыли поставить на место люк, то ходовую часть просто оторвет от кузова - за ремонт возьмут 10 тысяч гривен. Сюда стоит прибавить и затраты на эвакуацию. Итого, въезд в яму стоит - от 400 до 10-15 тысяч гривен. Но если у вас более дорогой автомобиль, например, Mazda3, эти цифры можно спокойно умножить в 2-3 раза.
Учимся объезжать ямы
Как видим, езда по ямам - «удовольствие» и дорогое, и опасное. Опытные автомобилисты советуют в этот период вообще выезжать на дорогу как можно реже, щадя таким образом свой автомобиль. Но совету этому последовать могут не все, как и рекомендации не выезжать в гололед - многим нужно передвигаться на своих колесах по работе. Как ездить в таком случае, чтобы не угробить авто?
В автошколе повышения водительского мастерства объяснили, что стандартные советы вроде резко затормозить либо, используя контраварийные приемы, резко объехать яму, в городе выполнимы далеко не всегда. «Допустим, водитель, заметив яму поздно, резко тормозит, но этого может не ожидать водитель идущего сзади автомобиля. А если слишком резко вильнуть в сторону, можно спровоцировать ДТП с движущимся по соседней полосе авто», - говорит специалист автошколы Евгений Середницкий. Именно поэтому эксперт советует по плохой дороге ехать небыстро, чтобы при виде ямы была возможность безопасно и предсказуемо для других автомобилистов сбавить скорость. Аналогично плавно нужно выполнять и все действия по объезду ямы, осмотревшись по зеркалам перед началом маневра.
«А вот если вы уже увидели, что без влета в яму не обойдется, лучше в нее въехать, чем попасть в аварию с другим автомобилем», - предупреждает инструктор. В этом случае резко нажимайте на педаль тормоза (для обеспечения максимального замедления авто) до момента въезда в яму. При этом упругие элементы передней подвески сжимаются. После этого, непосредственно перед «барьером», необходимо отпустить тормоз и проехать яму на минимальной скорости накатом. Пружины (либо подушки и рессоры) после прекращения торможения «подбрасывают» переднюю часть машины вверх, поэтому колесо проезжает по яме с минимальным давлением сверху. Это позволяет избежать передачи на подвеску сильного удара и повреждения шины и диска об острые кромки глубокой ямы.
Особенно осторожными эксперт рекомендует быть водителям, чьи авто оборудованы антиблокировочной системой тормозов: «Машина с ABS, летящая по ямам, практически не останавливается. Блокируется в воздухе колесо, срабатывает ABS, а в итоге эффективного торможения не происходит. Подвеска авто может войти в резонанс, и машина улетит с траектории», - объяснили нам в автошколе.
Из личного опыта добавим, что также следует быть особо осторожным при проезде луж - под любой из них может спрятаться очень глубокая яма. Также осторожность нужно соблюдать при виде канализационных люков, которые часто переворачиваются.
Пять шагов, чтобы возместить ущерб
Случаев, когда после попадания в яму автомобиль получает серьезные повреждения, предостаточно. В большинстве из них водители не вызывают ГАИ, чтобы оформить такую аварию, опасаясь, что работники свистка и жезла составят на них протокол за ДТП и отберут права. Между тем при грамотном подходе можно не только сохранить водительское удостоверение и наказать дорожников, но и возместить себе ущерб. Но прежде чем затевать тяжбу, учтите, что на это уйдет немало времени: по словам юриста адвокатского объединения «Кредо» Вадима Володарского, до трех лет. То есть следовать этим советам стоит лишь в том случае, если автомобиль действительно серьезно пострадал или для вас это принципиальный вопрос.
Шаг 1. Оформление ДТП. Ожидая приезда гаишников, сразу же ищите свидетелей, которые подтвердят, что яму по объективным причинам вы увидеть не могли - она не ограждена, не подсвечена, отсутствует знак «Внимание» или «Плохая дорога». Дело в том, что отдельные пункты правил дорожного движения сформулированы неоднозначно - так, согласно с
п. 2.3 ПДД, водитель должен быть внимательным на дороге, а пункты 12.1 и 12.3 гласят о том, что при выборе скорости необходимо учитывать дорожную обстановку, и в случае появления на полосе препятствия, которое водитель способен объективно обнаружить, сбавить скорость либо остановиться. То есть, если вы не найдете доказательств того, что препятствие (яму) не могли увидеть, согласно ст. 124 КоАП, вам грозит штраф от 340 грн. либо лишение прав на срок от 6 до 12 месяцев.
Шаг 2. Схема ДТП. Очень внимательно просмотрите схему ДТП, составленную гаишниками, отметьте на ней все замечания, которые вы смогли обнаружить. Так, на ней должны быть указаны глубина и ширина ямы, расстояние до обочины, точное месторасположение автомобиля. Часто судьи при рассмотрении дела указывают на то, что на схеме не видно тормозного пути - прямо там напишите причину, по которой его не видно, например, работа АБС или дождь.
Шаг 3. Вызов дорожников. Сразу после сотрудников вызывайте представителей дорожной службы. Сотрудник дорожной службы должен выехать на место ДТП и поставить свою подпись на схеме.
Шаг 4. Разбираемся с ГАИ. После того, как схема составлена, сразу же настаивайте на том, что в ДТП вашей вины нет, а если гаишники пытаются составить на вас протокол, требуйте переноса рассмотрения дела на основании того, что нуждаетесь в юридической помощи. Пояснения можно дать через некоторое время в ГАИ, явившись туда по вызову следователя-дознавателя с юристом. В ГАИ нужно настоять на том, чтобы протокол составили на должностное лицо, ответственное за состояние дорог. Там же нужно взять расширенную справку о ДТП и копию протокола. Если протокол, несмотря ни на что, составили на вас, после него должен последовать админсуд.
Шаг 5. Разбирательство в суде. На суде по административному делу вам нужно доказать, что ПДД вы не нарушали - лучше всего воспользоваться помощью адвоката (такое заседание стоит порядка 300-400 грн.). Кстати, он же поможет составить аппеляцию в случае проигрыша. Выиграв суд, подавайте иск на организацию, за которой закреплен этот участок дороги, и требуйте компенсацию на основании счета с СТО.
Личный опыт. Игорь Слипко, автолюбитель: «Я попал в яму в прошлом году и повредил бампер стоимостью семь тысяч гривен. Страховая была готова компенсировать ущерб, но попросила справку из ГАИ. В районном отделении Госавтоинспекции меня отправили к гаишнику-инженеру, который и принимает решения о виновности водителя в подобных случаях. Тот начал сразу с обвинения меня в совершении ДТП и психологически давил. Но когда я начал кричать, что буду жаловаться, звонить в газеты, на ТВ, гаишник перешел на спокойный тон и начал уговаривать меня признаться. Типа в районном бюджете денег нет, а тебе страховая все равно заплатит. Мы деньги на штраф тебе дадим. Я, было, согласился, но знакомый юрист меня отговорил. Оказалось, что если бы я признал вину в ДТП, еще одна авария в течение года охарактеризовала бы меня как злостного нарушителя - у таких права забирают надолго».
Дороги отремонтируют в лучшем случае к лету
Дорожные службы в своих комментариях полны пессимизма. Глава «Укравтодора» Вадим Гуржос рассказал газете «Сегодня», что причиной сегодняшнего состояния дорог является хроническое недофинансирование дорожной отрасли. «Дороги государственного значения занимают около 20 тысяч километров, из которых
85 процентов требуют капремонта. На восстановление 1 км дороги нужно около $3 миллионов, или $34-37 млрд. на все, - весь золотовалютный резерв страны. Понятно, что никто нам таких денег не даст».
Неофициально дорожники признались нам, что состояние дел в бюджете сейчас настолько критичное, что нет денег даже на примитивные латки. Причем, если год-два назад из ситуации выходили тем, что брали кредиты у иностранных банков и платили частями подрядчикам, то в этом году так сделать не получится - кредитов нет, а строительным компаниям должны еще за 2007-й год. В этом году, если новое правительство не исхитрится где-то добыть хотя бы $5-10 млрд., дырки в асфальте останутся до следующей весны. И это - во всеукраинских масштабах.

Владислав Бовсуновский, журналист