Боится ли Россия «вируса» Майдана?

Комментарии:

Первый заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова
и информации Елена Бондаренко была откровенной с журналистами областных газет.

В Киеве в здании Национального союза журналистов Украины на «революционном» Крещатике состоялось заседание медиаклуба «На власний погляд», организованного Украинским журналистским фондом для представителей региональных СМИ. Одним из гостей была народный депутат Украины от фракции Партии регионов, первый заместитель главы Комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации Елена Бондаренко.
Список комиссара Фюле
«Уходящий год прошел под одним большим знаком - что делать Украине со своим внешним вектором, с кем дружить, с кем заключать договоры? Весь год мы по требованию Евросоюза, поскольку готовились к подписанию соглашения об ассоциации, старались привести отечественное законодательство в соответствие с нормами, включенными в так называемый «список Фюле». В результате Верховная Рада принимала законы, которые касались не только экономических преобразований, а больше - демократических институтов, конкуренции и работы правоохранительной системы. Из всего «списка Фюле» «зависли» только два пункта - закон о прокуратуре и «выборный» закон, но оба уже прошли первое чтение», - отметила Бондаренко.
Итак, по сути выполнены все требования Евросоюза. Почему же тогда Украина отказалась подписывать в Вильнюсе соглашение с ЕС? «К основному тексту соглашения об ассоциации есть приложения, в которых самое интересное, самое проблемное и самое стратегически важное для каждого из нас. В них содержатся те ограничители, которые и не позволили Украине поставить подпись в Вильнюсе. Они касались нашего отечественного производства, промышленного в том числе, но прежде всего - аграрного. Сейчас Украина набрала обороты в производстве сельхозпродукции, и мы очень рассчитываем, что наши зерно, масло, молоко, яблоки могут продаваться на других рынках. А договор с Европой ставил Украине жесткие квотные коридоры для сельхозпроизводителей. В этом году наша страна собрала 50 миллионов тонн зерна, а на следующий год мы получали квоту на его продажу в странах Евросоюза в… один миллион тонн!» - сказала Елена Бондаренко.
А где компенсации?
Елена Анатольевна напомнила, что во время переговоров с ЕС продолжалась «холодная» экономическая война с Россией, от которой Украина к концу года потеряла семь миллиардов долларов. Вопрос: за счет чего заткнуть эту дыру? Поэтому было странно слышать европейских коллег, которые отказали Украине в компенсациях - помощи европейского сообщества нашей стране для достижения целей, когда стороны подпишут договор. Тем более, что ряд государств, которые подписывали договор об ассоциации с ЕС раньше, в частности Турция и Польша, вопрос компенсации с Евросоюзом отработали. А вот страны Прибалтики не обсуждали своих обязательств при вступлении в Евросоюз и проиграли производственную базу. Там больше нет своей мебельной промышленности, трикотажа, парфюмерии. Они живут только за счет туризма и банкинга.
«Саммит в Вильнюсе назывался «Восточное партнерство». Так мы партнеры с Евросоюзом или нет? От нас требуют понизить квоты и не предлагают ничего взамен. Иными словами, открывают наши рынки для своей продукции, а свои рынки, по сути, квотируют. Украина оказывалась в очень неравных условиях, и ей пришлось сражаться за свои интересы. Было принято очень непростое решение, которое и привело к тому, что вы видите в центре Киева. Мы не подписали данный договор. С одной стороны, двери перед Украиной не закрыли, европолитики утверждают, что до сих пор держат их открытыми, но на наши предложения пересмотреть ряд условий заявляют, что текст договора окончательный, и никто не собирается его менять. Все ополчились: как так - не подписать то, что мы дали? В Вашингтоне и Брюсселе Украину рассматривают как политическую игрушку и сражаются не за ее экономику, а как за буферную территорию», - резюмировала Бондаренко.
Глобальный вопрос
Как отметила парламентарий, в Лондоне, Вашингтоне, Париже, Афинах люди массово протестовали под флагом антиглобализма. Они прекрасно понимали, что любая глобализация - это беда для их собственных производителей, для их экономик. Они сражались за свои рабочие места, за бюджеты своих семей. «Пикантность Майдана в том, что ребята, которые стоят в центре столицы, поддерживают глобализацию. Они не понимают, что для части из них глобализация грозит либо утратой, либо неполучением рабочего места, поскольку больше всего при таких экономических процессах страдает молодежь, которую менее охотно берут на работу», - сказала Бондаренко.
Россия боится украинского «вируса»?
Что касается соглашений, подписанных с Россией, то, уверена Бондаренко, это большой плюс. «Мы получили существенную скидку по цене на газ. Это даст толчок украинской экономике, ведь от цены на газ зависит и себестоимость отечественной продукции. Кроме того, теперь будут сняты все таможенные барьеры на границе Украины и России», - полагает народный депутат.
Почему наш северный сосед пошел на эти соглашения? «Россия увидела, что творится у ее границ. Что романтики тут мало, больше экстремизма. «Мирный» захват зданий, «мирные» драки, «мирные» обстрелы автомобилей. Россия заинтересована в том, чтобы в Украине было спокойно, ведь вирус экстремизма распространяется очень быстро. Кроме того, мы не можем как ответственная политическая сила стереть с карты Россию как стратегического партнера. Эта страна является одной из мощнейших мировых экономик, и это нужно учитывать», - сказала Бондаренко.
По мнению парламентария, важно и то, что Европа не мыслит себя без учета интересов России, а Россия - держит в уме интересы Европы. Украина стала заложницей этой ситуации. «Поэтому формула, которую предлагают оппоненты - дружить с Европой против России или дружить с Россией против Европы, непонятна и неприемлема», - отметила Бондаренко.