Прощай, Ленин: от исторической ценности к куче обломков

Комментарии:

Акт вандализма, совершенный в Киеве в отношении памятника Ленину, поверг многих культурных людей в состояние шока. Хотя Ленин воспринимается сегодня как достаточно неоднозначная политическая фигура ХХ века, но варварское уничтожение этого памятника создало когнитивный диссонанс между провозглашаемыми европейскими ценностями, с которыми пришли на Евромайдан рядовые граждане, и действиями погромщиков, которые воочию продемонстрировали, на что способна озверевшая и неуправляемая толпа.

История знает немало конфузов, связанных с различными памятниками. Например, вспоминается эпизод из истории Франции и Великобритании. В 1855 году во Францию с визитом прибыла британская королева Виктория. Принимая королеву в Шербуре, император Наполеон III вспомнил, что там стоит памятник его дяде Наполеону I, который грозным жестом указывал в сторону Великобритании. Хитрющие французы придумали выход из скандальной ситуации: при королеве статую поворачивали к Англии спиной, а как только королева отплывала домой - Наполеон I снова обращал свой пасмурный взор к туманам Ла-Манша…
Сейчас разгораются споры о художественной ценности разрушенного памятника. Дескать, памятник не относился к перечню всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, да и ценности вообще не имел. Однако дьявол, как всегда, кроется в деталях.
Сам памятник, как известно, был открыт 5 декабря 1946 года. До того, как статуя Ленина была установлена в центре Киева, она побывала на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке, где вместе с памятником Сталину стояла в советском павильоне.
Этот павильон произвел фурор среди американцев. Снаружи он был облицован мрамором, гранитом, порфиром. В павильоне работала самая мощная на всей выставке система кондиционирования воздуха во всех залах, ресторане и подсобных помещениях. В залах были представлены модели самолетов, образцы новейшей техники, уникальные экспонаты декоративно-прикладного искусства и другие экспозиции.
Достойное место на выставке занимала статуя Ленина. Фигура вождя мирового пролетариата высотой 3,45 метра была изготовлена из красного полированного гранита, установлена на цилиндрическом постаменте высотой 6,8 метра и диаметром 1,88 метра из черного полированного лабрадорита на квадратном гранитном стилобате. Монумент был сделан из редкого материала - карельского кварцита: из него строили Мавзолей, мемориал «Могила неизвестного солдата» в Москве, а также саркофаг Наполеона Бонапарта в Париже.
Американская пресса была вынуждена признать, что «Советская Россия является центром внимания на выставке», «Советский павильон - один  из самых интересных на выставке», «Трудно переоценить совершенство работы, колоссальный размах всей экспозиции и искусную подачу экспонатов». В этом смысле разрушенная статуя Ленина - неотъемлемая часть нашей истории, которой могли бы позавидовать многие народы на планете.
«Прощай, Ленин, здравствуй, быдло», - так один из блоггеров описал свои чувства от просмотра телекадров разрушения монумента. Уверен, его мнение разделяют люди различных политических взглядов во всех регионах страны. Дикость и варварство, прикрываемые псевдореволюционной целесообразностью, остро ставят вопрос о перспективах сохранения нашего культурного наследия.
Такой политически мотивированный вандализм рискует оставить Украину без памяти и без истории. В мире существует понятие «культурной капитализации», это означает: если вы приезжаете в Париж, Венецию или Рим, то прекрасно понимаете, что перед вами оригинальные сооружения и монументы, строившиеся десятки, сотни, а то и тысячи лет назад. В этом их историческая и художественная ценность, за которую платят деньги (порой немалые) туристы. Разрушить памятник, украшавший выставку 1939 года и возле которого фотографировались целые поколения киевлян и гостей столицы, значит, вычеркнуть из памяти целый пласт истории, превратить ее в кучу обломков, продаваемых за бесценок в интернете.
Снос памятника Ленину независимо от провозглашаемых политических целей - серьезный удар по престижу Евромайдана. Слабые попытки политиков отмежеваться от вандалов лишь укрепили подозрения граждан в том, что провокация была рассчитана на продолжение противостояния с теми, кто не разделяет позиции «евроинтеграторов». Даже если памятник восстановят, то историю уже, к сожалению, не перепишешь. Главное, чтобы ее свидетели извлекли для себя соответствующие уроки.

Дарья МУСИЯКА,
журналистка