Состояние самоуправления в Украине: перспективы демократии

Комментарии:

Современное демократическое государство невозможно представить без полноценной и действенной системы местного самоуправления. Ведь какой совершенной не была бы государственная власть в центре, она никогда не станет эффективной, если не будет осуществляться самоуправление на местах. Мировой опыт подсказывает - чем более развитыми являются государство и гражданское общество, тем больше значения уделяется управлению на местах.

Как возникло местное самоуправление?
Возникновение местного самоуправления обусловлено историческим развитием человечества вообще. Его классической формой является Магдебургское право. Это феодальное городское право, сформировавшееся в немецком городе Магдебурге в 12 веке. Впоследствии оно  распространилось и на другие города Европы. Города с Магдебургским правом получали самоуправление, налоговый и судебный иммунитет, право собственности на землю, льготы на торговлю и освобождение от феодальных повинностей. В Украине же Магдебургское право распространилось в 14-15 веках через Польшу и Венгрию. По уровню самоуправления города Украины делились на магистратские и ратушные. Магистратское самоуправление отличалось от ратушных большей самостоятельностью. Но в начале 19 века Магдебургское право в Украине практически прекратило свое существование. Главными причинами этого были вмешательство местных администраций в дела городов, неопределенность действий должностных органов местного самоуправления, коррупция и взяточничество среди должностных лиц.
То есть местное самоуправление возникает тогда, когда общество достигает определенного уровня социально-экономического развития и у местного населения возникает желание осуществлять управление местными делами, а государство обеспечивает населению это право. Таким образом, местное самоуправление присуще только демократическим странам с развитым гражданским обществом. Сегодня европейские стандарты местного самоуправления закреплены во Всемирной декларации местного самоуправления и Европейской хартией местного самоуправления, принятой в 1985 году. Украина также приняла эти стандарты и стремится благодаря этому построить экономически развитое демократическое общество.

Достижение большей самостоятельности
За годы независимости властью было принято много различных нормативных документов по местному самоуправлению. Но большое количество вопросов были неурегулированы, а отдельные нормативно-правовые акты содержали дублирования и значительные расхождения. То есть эти документы фиксировали лишь наиболее общие принципы правового построения местного самоуправления и почти не учитывали национальные особенности нашего государства. Это и привело к недейственности системы местного самоуправления, усилило влияние на нее различных политических сил, которые, в свою очередь, нивелировали саму природу местного самоуправления, превращая его в инструмент реализации собственных интересов.
Сейчас Украина пытается придерживаться принципов и положений Европейской хартии местного самоуправления. Для этого правительство Азарова одобрило «Концепцию реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти», которую поддержали представители почти 12 тысяч территориальных общин. Также одобрена государственная стратегия регионального развития до 2020 года. Реализация этих документов повысит конкурентоспособность регионов, обеспечит их территориальную социально-экономическую интеграцию, создаст эффективное государственное управление в сфере регионального развития.

Финансовая самодостаточность регионов
Сегодня чрезвычайно важно создать надлежащие условия для развития регионов и не допустить их диспропорции. Каждый регион страны должен иметь развитую инфраструктуру, доступность различных услуг для жителей сельской местности. Граждане должны иметь свободный доступ к образованию, медицине, почтовой связи, пользоваться транспортным сообщением. Для этого в Стратегии четко прописаны конкретные механизмы объединения поселков с райцентрами и городами областного подчинения, а именно: строительство дорог, обеспечение транспортными средствами, реализация бизнес-проектов на благо региона.
Государство финансово наполнит фонд регионального развития. Следующие шесть лет бюджет этого государственного фонда составит не менее 3,5 миллиарда гривен. 70 процентов этих средств будут получать все регионы в соответствии с численностью населения, а 30 процентов пойдут на помощь регионам, где уровень валового регионального производства составит на одного человека менее 75 процентов среднего показателя по Украине. Кроме того, совершенствуется система трансфертов, будут созданы межрегиональные сети обмена опытом и информацией.

Наталья КОВАЛЬ,
журналистка