«Николаевские новости» отправились в сказочную Лапландию

Комментарии:

В погоне за северным сиянием.

О чем мы думаем, когда слышим это название - Лапландия? О чистом белом снеге, о северных оленях, о Йоулупукки - финском Санта-Клаусе, об отличных лыжных трассах и склонах, о тишине лесов и северном сиянии? Или обо всем сразу? На этот риторический вопрос искали ответ полсотни участников пресс-тура, организованного украинской туристической фирмой «Enjoy Travel» и финской компанией «Aikamatkat OY - Time Travel».

Обратный отсчет
Когда в апреле со мной связался представитель международной туристической компании Enjoy Travel и предложил стать участником пресс-тура в Лапландию, меня охватили некоторые сомнения. Во-первых, в Украину пришла весна и я, наконец-то, спрятала в шифоньер свою теплую одежду, попрощалась с зимней депрессией, хмурым небом, морозами и приготовилась к длительным прогулкам на свежем воздухе и приему «солнечных ванн». И вдруг Лапландия... Ох, как же не хотелось возвращаться в зиму с морозами и снегом, пронизывающим ветром и какой-то больничной стерильной бесцветностью. Но дух авантюризма оказался сильнее. Изучив список документов для открытия визы и рекомендуемых теплых вещей, я принялась готовиться к путешествию во времени - из весны обратно в зиму.

Знакомство в аэропорту
Несмотря на раннее утро, терминал D аэропорта «Борисполь» напоминал гудящий улей. Нашу группу я заметила сразу. В отличие от большинства одетых по-летнему пассажиров, участники пресс-тура были в сапогах и теплых лыжных куртках. Рядом с рюкзаками и чемоданами стояли треноги видеокамер, лежала фотоаппаратура. Газетчики и телевизионщики моментально перезнакомились между собой и на посадку в самолет отправились не просто случайные попутчики, а дружная команда. Первой нашей остановкой на пути к заветной цели была Рига.

Рижский бальзам
Последний раз я прилетала в Ригу еще при Советском Союзе. Тогда рижский аэровокзал поразил меня чистотой, современностью и непохожестью на все эти совдеповские «отстойники». Не разочаровалась я и сейчас. Огромное, оборудованное по последнему слову техники, с начищенными до блеска стеклами, уютными креслами-лежаками, здание аэропорта было заполнено пассажирами. В ожидании рейсов люди не спеша пили кофе в уютных кафе или выбирали товары в «дьюти-фри». Особенной популярностью пользовались рижские бальзамы и шоколад. Единственным, что останавливало заядлых шопоголиков, были цены. Не у каждого была  возможность выложить два с половиной евро за
300-граммовую бутылку минеральной воды или заплатить десять евро за сэндвич. Поэтому время ожидания журналисты коротали в обсуждении предстоящего путешествия. И вскоре нас пригласили на борт самолета, следующего в Хельсинки.

По Финляндии с Микко
Менее чем через час мы переместились из весны в зиму - из Риги в Хельсинки. Пройдя паспортный контроль, направилась в холл аэропорта на встречу с представителями финской туристической компании «Aikamatkat OY - Time Travel». Встречающий нас финн выглядел достаточно импозантно. Это был невысокого роста с наголо выбритой головой и бледным лицом молодой человек. Одетый в черное пальто, черные ботинки и черный берет, он держал в руках такую же черную сумку. Его строгий  вид  как бы дисциплинировал нас, призывал  быть серьезными и собранными. Но стоило ему улыбнуться своей открытой и какой-то детской улыбкой, как наши сердца и души были вмиг покорены и принадлежали ему целиком и полностью. Микко, наш гид и друг, оказался умнейшим собеседником, человеком с отличным чувством юмора, замечательным рассказчиком и большим патриотом своей страны. Именно благодаря ему мы узнали и полюбили Скандинавию, познакомились с богатейшей культурой и традициями Финляндии, ее северной областью Лапландией и  соседкой Норвегией.
Но обо всем по порядку. Удобно устроившись в комфортабельном автобусе, мы отправилась на обзорную экскурсию по Хельсинки.

Спокойствие севера
Визитной карточкой финской столицы является Сенатская площадь. Ее  украшает памятник российскому императору Александру II, знаменитому в этой стране тем, что он в 1863 году ввел в денежное обращение финскую марку, а также, наравне со шведским, сделал государственным финский язык. За спиной императора возвышается построенный в 1830-1852 годах величественный Никольский собор.
Центральная часть Хельсинки совсем небольшая. Но она тоже изобилует памятниками. Так, перед универмагом «Стокман» мы полюбовались скульптурой «Три  кузнеца» Феликса Нюлунда. Но более всего нам запомнился памятник Яну Сибелиусу. Этот монумент сконструирован таким образом, что ветер, проходя через специальные трубы, издает красивые  мелодичные звуки. Создается впечатление, что он поет в память о великом композиторе и знаменитом скульпторе.
Хельсинки - не Лондон и не Париж, здесь нет Биг Бена и Эйфелевой башни. Зато есть нечто большее. Спокойствие. Расслабленность. Безопасность. Простое приземленное наслаждение текущим моментом жизни. То есть то, что полностью отсутствует в украинском проблемном быте. У нас ведь вечная война, а в Финляндии всегда мир. Эта северная страна чем-то напоминает мне княжну Варвару Туркестанову. Она берет за душу не красивым фасадом, а внутренним наполнением, которое можно описать словами - невозмутимость, стабильность, порядок.
Настало такое время, когда люди едут сюда не за достопримечательностями, а просто за глотком чистой вкусной воды из-под крана, глотком свежего воздуха, качественной едой, здоровым отдыхом на чистой природе. В общем - надышаться и отдышаться, чтобы потом снова нырнуть в серые  будни.
Уже стемнело, когда наш автобус покинул гостеприимный Хельсинки и под покровом ночи отправился в столицу Лапландии - город Рованиеми.

Куда уходит детство, или В гостях у Йоулупукки
Дорога уводила нас в царство снега и вечной мерзлоты. Однообразные пейзажи за окном убаюкивали, и только вера в небо, в то, что оно подарит нам возможность увидеть северное сияние, заставляла пристальнее вглядываться в темноту северной ночи.
Серым утром мы въехали в Рованиеми. Город стоит в месте слияния рек Кемийоки и Оунаскоски. Зимой по замершим речным лентам гоняют лыжники, в теплое время года их сменяют кораблики и катера. Зимой берега рек украшают сугробы, летом - стайки рыбаков.
Нам сразу полюбился Рованиеми. Приятная архитектура. Живой и настоящий северный город. Удивило еще его позиционирование как города «восьми сезонов». Самый долгий зимний сезон длится здесь девять месяцев. Северные жители делят его на «первый снегопад» и «каамос» - морозные сумерки. А далее измученные полярной ночью лапландцы с нежностью замечают дополнительные оттенки у остальных таких кратковременных на Севере сезонов: в осени видят периоды «сбора урожая» и «пестрой осени»; в весне - «снег, покрытый корочкой льда» и «ледоход»»; в северном лете различают периоды расцветания шиповника, созревания черники и желтеющих прядей у берез.
Через реку Оунаскоски мы проехали по силуэтному мосту - Свеча Лесосплавщика, который является одной из главных достопримечательностей города. Мост вантовый, то есть висячий, на нем установлен один сдвоенный пилон - огромный столб большого сечения, от которого лучами солнца расходятся стальные тросы. Общий рисунок моста органично вписывается в природное обрамление. Верхушки пилонов украшают гигантские электрические фонари с желтым светом - символами тех самых свечей, что устанавливали первые лапландские лесорубы и лесосплавщики на своих плотах. Ну, что тут можно сказать. Финны трепетно относятся к своей истории…
Вторым знаковым местом столицы Лапландии является уникальное сооружение под названием Арктикум, или Арктический музей. Под его небесными остекленными сводами разместились Лапландский краеведческий музей и действующий научно-исследовательский Арктический центр. Основная экспозиция музея посвящена созданию Рованиеми, начиная с древних стоянок и  археологических находок, плавно и увлекательно переходя к другим временным периодам. О том, как запрягали оленя, как лечили банками из обрезков рогов знахари, как ловили рыбу и солили ее в бочках, как валили лес, как проходили ярмарки, кто и чем торговал, как и кто держал первое в городе фотоателье, как в Рованиеми вошли немцы, каким был город до его сожжения. Обо всем этом нам поведала экскурсовод - молодая, одетая в национальный костюм финка. Ее речь была эмоциональной, а свой рассказ она сопровождала забавной жестикуляцией. Так, повествуя о географическом положении Финляндии и ее границах, она  прижимала одну руку к своему плотному  телу, а другую поднимала вверх. Многие финны согласны с тем, что их страна выглядит именно так - женская фигура с поднятой вверх рукой.
В семи километрах от Рованиеми прямо на Полярном круге находится резиденция Санта-Клауса, или Йоулупукки. Круглый год неутомимый Санта принимает гостей. Он с общается как со взрослыми, так и с детьми. Удалось взять интервью у этого замечательного, доброго и очень мудрого волшебника, которого даже вопросы некоторых заполитизированных «акул пера» - о его партийной принадлежности, возрасте и зарплате  - не смогли завести в тупик.
Крутится колесо времени в доме у Санты, снуют с подарками и корреспонденцией неугомонные гномы, переминаются с ноги на ногу запряженные в сани северные олени - все ждут, когда придет день и сойдутся воедино стрелки часов. Река времени уснет, а часы пробьют двенадцать раз.